Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Владимирская икона Божией Матери

3 июня 2020

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов):

Матерь каждого из нас. Слово в день празднования Владимирской иконе Божией Матери

...В России, в Древней Руси всегда было особое отношение к надежде на Пресвятую Богородицу. И всякий раз, когда Русь грешила, когда мы понимали, что мы грехами своими прогневали...

(См. далее...)

28 мая 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

На Вознесение можно услышать Ангелов

...Для Господа важно не наше приношение в этот день, а внутреннее расположение, отречение от суетных забот мира, сосредоточение на высших глубинах и смыслах жизни. Такое отречение требует сверхусилий и сверхволи, которая...

(См. далее...)

Последние репортажи:

25 мая 2020

«Бессмертный полк» в проекте «Алтарь Отечества»

9 мая 2020 года, в день празднования 75-летия Великой Победы, в группе «Алтарь Отечества» на базе мессенджера WhatsApp по предложению прошла акция «Бессмертный полк».

(См. далее...)

24 мая 2020

«Алтарь Отечества – 2020», подведение итогов: номинация «Театральное искусство»

24 мая 2020 года, в День славянской письменности и культуры, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, прошло подведение итогов в номинации «Театральное искусство» XIV Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества».

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Гармаш Владимир Юрьевич /кандидат педагогических наук, директор средней общеобразовательной школы (лаборатории) №760 имени А.П.Маресьева, Заслуженный педагог Российской Федерации

Гармаш Владимир Юрьевич

кандидат педагогических наук
директор средней общеобразовательной школы (лаборатории) №760 имени А.П.Маресьева, Заслуженный педагог Российской Федерации

Публикации этого автора

31 января 2007

 

Гражданское и патриотическое воспитание школьников в школе (лаборатории) №760 имени А.П.Маресьева г.Москвы


Гармаш В.Ю.

 

 

«...Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Очень важно понять и не допустить стирание в сознании молодых людей, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек, победивших в годы самой страшной войны 1941-1945 гг., войны с фашизмом, имен героев, имен легендарных личностей, которые защищали и отстояли нашу страну. Очень важно понять, что, несмотря ни на какие сложности строительства демократического государства, нельзя отрекаться от имен своих героев, как далекого прошлого, так и сегодняшних дней. Их имена, их подвиги необходимо знать, помнить и защищать во имя самих себя. Герои, люди-легенды - это особый мир ориентиров нравственности и поведения человека в особых обстоятельствах, требующих мужества, воли, самопожертвования ради других людей, которых они встали защищать, ради своего Отечества. Сохранение имен своих героев, сохранение духовной чистоты – это одно из важнейших условий развития нашего государства и его защищенности.

Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Каждый ребенок в этот исторический момент должен понять, что победы, одержанные Россией в ходе истории ее становления, не были случайностью.

Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная, для многих сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, но помнить людей, отстоявших Россию в те годы, обязательно нужно. И, конечно, если бы в России нечего и некому было защищать, то войну бы мы никогда не выиграли...»

(Из программы «Богатыри земли Российской» школы (лаборатории) №760).

 

«Чтоб маленький росток

С земли подняться мог,

Ты помоги ему…

Духовной красотой

Как чистою водой,

Ты напои его…

И в суматохе дней

Теплом согрей и сохрани его…»

(учитель начальных классов школы 

№760 Гурьянова И.Ю.)

 

Размышляя о целях и задачах современной системы образования, мы пришли к выводу, что цель может быть только одна. Цель образования – это сам человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения…

И очень важно в этой связи видеть образ конечного результата своей деятельности.

Нам кажется, что вся система образования в школе, как единый интегративный целостный процесс воспитания и обучения, должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:

- любовь к Родине;

- порядочность, честность, справедливость;

- мужественность и женственность;

- патриотизм и гражданственность;

- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

- доброжелательное отношение к людям;

- целеустремленность и самоуважение;

- забота о благосостоянии общества;

- уважение и терпимость по отношению к другим - отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп - их образа жизни, идей и мнений;

- приверженность идеалам демократии;

- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям...

...и хочется, чтобы наши выпускники были здоровыми, сильными, целеустремленными, знающими, хочущими, могущими, умеющими и очень человечными...

8 час. 30 мин. В школе звенит звонок. Обычный учебный день... Мы с нашими гостями, читателями этих материалов, идем по коридору второго этажа. Здесь учатся наши самые маленькие ребята. Это мир начальной школы, как они себя сами называют, - «Маленькая страна». Каждый класс - это город, в котором есть свой глава - мэр; есть свой, хоть и маленький, но президент «Маленькой страны».

На стенах коридора стенды с детскими работами. Это очередная тематическая выставка рисунков «Осень в моем любимом городе Москве».

Внимание привлекает звон морской «рынды» в одном из классов. Входим в класс, в котором обучаются одни мальчики. Все оформление связано с морем и кораблями: штурвал корабля, спасательный круг, макеты эсминцев, линкоров, подводных лодок... И сами ребята имеют свою матросскую форму. Мы в классе «моряков». Командир экипажа сдает рапорт учителю о готовности к уроку. По команде на флагшток поднимается Андреевский флаг. Звучит музыка, и все ребята поют песню Г.Струве «Моя Россия»». С этой песни начинается утро во всех классах начальной школы, а с рапорта учителю и подъема флагов утро начинается в каждом классе мальчиков («моряков», «пограничников», «летчиков», «десантников»...).

Россия – страна с глубокими историческими корнями, традициями и обрядами. Обряды посвящения человека всегда были особой национальной чертой народов, ее населявших.

Ежегодно, в канун Дня защитника Отечества, в школе проводится большой праздник – прием мальчиков первоклассников в союз «Богатырей земли Российской». Праздник – это большое театрализованное представление, на которое к ребятам «приходят» гости из далекого прошлого, приходят те, кто защищал и кем гордится наша Земля.

Ребят приветствуют ветераны Великой Отечественной войны, представители шефствующих воинских частей и училищ различных родов войск (пограничники, летчики, моряки, десантники, МЧС и др.).

Звучит команда построения, и ребята перед лицом своих товарищей и ветеранов-фронтовиков принимают присягу юных богатырей земли Российской:

 

Я, член союза «Богатырей земли Российской»,

принимая присягу, торжественно клянусь:

Быть честным, правдивым, храбрым, достойно защищать свою Родину – Россию.

Быть дисциплинированным, уважать старших и защищать слабых.

Хорошо учиться, зная, что полученные знания будут нужны для процветания нашей Родины.

Хранить боевые традиции старшего поколения и брать с него пример.

Беречь народное достояние, бережно хранить школьное имущество.

С уважением относиться к девочкам, ведь они наше будущее счастье.

Если же я нарушу присягу, пусть меня осудят мои товарищи и лишат меня чести называться членом союза «Богатырей земли Российской».

 

Затем фронтовики и представители воинских частей вручают ребятам воинские знаки и символы, которые в дальнейшем ребята будут носить на своей форме.

В заключение обряда посвящения ребята преклоняют колено перед знаменем 24-й Гвардейской Евпаторийской дивизии (в настоящее время являющееся знаменем нашей школы) и затем исполняют Гимн Богатырей земли Российской (слова В.Черникова, музыка А.Порик).

 

2 класса летчиков:

Мы эскадрилья пилотов,

Богатырей Российских класс,

Мы не сидели в самолетах.

Но это не уйдет от нас.

 

2 класса моряков:

Мы экипаж морского флота,

Мы не ходили в океан.

Нам предстоит еще работа,

И поведет нас капитан.

 

Пограничная застава:

Мы пограничная застава.

И охранять должны страну.

Не учили мы уставы,

А лишь читали про войну.

 

Отряд МВД «Росич»:

И мы готовимся достойно,

Служить народу в МВД,

Чтоб люди жить могли спокойно:

На суше, в воздухе, в воде.

 

ВДВ:

Мы ВДВ – десант воздушный,

К защите Родины готов.

А парашют – наш друг послушный -

Поможет нам разбить врагов.

 

МЧС:

Мы МЧС, – когда беда,

И если трудно где-то людям,

Помочь готовы им всегда,

Мы их спасем, коль надо будет.

 

Нас в школе учат доброте,

Быть храбрым, честным и умелым.

Не оставлять друзей в беде,

Не боязливым быть, а смелым.

 

Припев:

Мы любим Родину свою,

И путь наш к знаниям неблизкий,

Вот потому стоят в строю

Богатыри земли Российской.

 

А чтобы многое познать,

Учиться нужно на отлично.

А если трудно, не стонать,

И вести себя прилично.

 

Для нас пример – фронтовики,

Солдаты храбрые России,

Что отстоять страну смогли,

И всех врагов в боях разбили.

 

Звучат колокола и в зал в сопровождении торжественной музыки входят Дмитрий Донской со своей супругой Ефросиньей. Перед ребятами оживают страницы далекого прошлого, славные страницы истории Руси.

Под музыку звучат стихи о России:

 

Моя Россия, светлая моя,

Ты разом и невеста, и вдова.

Тебя от страшных бед оберегая,

Не дрогнув, шли на битву сыновья.

Русь-земля, сколько слез ты впитала

Матерей и детей-сирот!

Сыновей дорогих ты теряла,

Защищающих твой народ!

Уходили в бой мальчишки,

Ты на возраст их погляди,

Погибали богатыри.

О них люди легенды слагают,

О них песни поют соловьи,

Ведь герои не умирают,

Просто в вечность уходят они.

 

Поднявшись на сцену, Дмитрий Донской обращается к залу со словами:

 

Потомки, обращаюсь к вам,

Моим сынам, защитникам Отчизны,

Сегодня в этот день и час

Вас в братство богатырское мы примем.

Напомним памятную дату,

Когда на Дон Орда пошла,

И наши русские войска

Те отстояли берега.

Однако Русь не покорялась.

И с той Ордой она сражалась,

На поле битва там прошла

И много жизней унесла.

С тех пор и поле Куликово,

И Дон-река, и рать моя,

Что в кровных битвах полегла,

Для вас, потомки, стали былью

И важной датой для меня.

Еще немало Русь теряла

Своих сынов-богатырей.

Но честь и долг они не потеряли,

Ведь знали с детства:

Нет Родины милей.

Знай смолоду: есть слово-долг,

Знай с детства: есть лишения,

Знай, где не струсишь – будет толк,

Где струсишь – нет тебе прощенья.

Знай: глаз подбитый – ерунда,

До свадьбы будет видеть.

Но те, кто ябеда – беда,

Из тех солдат не выйдет.

Так вы поймите же меня:

Богатырь! Нет званья высшего,

А остальное до конца

В Наказе вы послушайте.

 

Дмитрий Донской читает Наказ:

 

«Сыны мои, вот и пробил час посвящения вас в Богатырское братство земли Российской, и помните, вы будете держать ответ за государство, за Отечество ваше, пред вашими же матерями, сестрами, пред всеми, кто верил в Вас. Да не убоитесь Вы трудностей, их преодолеете своим трудом и усердием. И в думах, и в сердце вашем не забывайте подвиги прадедов своих, шедших в бой за Русь святую. Служите же вы своей Родине честно и грозно!

Князь Дмитрий Иванович Донской».

 

Дмитрий Донской вручает наказ юным богатырям и передает свой щит и свой меч ребятам со словами:

 

Когда-то, много лет назад,

Вот этот щит нас защищал,

А этот меч оружьем был,

И многим жизнь он сохранил.

И этот щит, и этот меч

Теперь и вам нужно беречь.

Так пусть они напомнят вам

Про жизнь достойную солдат.

Я вам дарю оружье это,

Пусть с вами будет лишь победа.

 

Затем к ребятам обращается супруга Дмитрия Донского, Ефросинья:

 

Сыны мои, Богатыри России,

Сегодня день особенный у вас.

Сегодня в Братство всех вас посвятили

И громким именем ЗАЩИТНИК нарекли.

Вам предстоит немало испытаний,

Но вам бояться трудностей нельзя.

Теперь за вами матушка Россия -

Святая незабвенная земля.

Вы сберегите для потомства

Красу полей и пенье птах,

Озера, небо голубое,

Без них на свете не прожить никак.

А главное: себя вы берегите,

И свет в душе своей вы сохраните.

А я, как мать-княгиня,

Преподношу всем вам святыню.

Я вам дарю икону эту,

Ведь этот образ Русь спасал

И князя Дмитрия благословлял.

Так пусть и вас он охраняет

И на дела благословляет,

Творите лишь добро и свет,

А Сергий приумножить силы

Поможет в трудный день и час,

И будет в душах жить у вас.

Икону эту вы примите,

На благо Родины служите.

 

Ефросинья дарит юным богатырям икону «Сергия Радонежского».

(Авторы сценария «Посвящения»: Т.И.Ерофеева, И.Ю.Гурьянова, С.В.Аболина…).

 

Обряд посвящения и вся дальнейшая работа с юношами не ставит главной целью подготовить будущих профессиональных военных. Наше желание – воспитать в них качества, присущие настоящему мужчине. Мы хотим, чтобы наши мальчики в будущем не были инфантильным «средним» родом, а хотели и могли иметь хорошую крепкую здоровую семью и, если это потребуется, с честью могли защитить свою страну.

И не случайно существует поговорка о том, что тот народ, который перестает воспитывать мужество у своих мальчиков, забывает о необходимости воспитания юношей воинами-богатырями, обязательно рано или поздно будет уничтожен.

«Многие народы еще в древности осознали, что мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости…

Весь храм человеческой сущности держится на краеугольном камне – пололичностной дифференциации и пололичностной принадлежности. Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестает воспитывать мужество у своих мальчиков. В такой среде поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере…» (В.Ф.Базарный. «Школьный стресс и демографическая катастрофа России». Сергиев Посад, 2004).

Рядом с классом мальчиков – класс девочек. Здесь обстановка совсем другая. Совсем другие символы. Совсем другие цели. Девочка - это, в первую очередь, в будущем хорошая мама, а затем уже специалист в той или иной области...

Главными символами в классах девочек являются колыбель с младенцем и изображение матери с ребенком (икона «Утешение и отрада»). Мальчики и девочки - это два разных мира. Два совершенно разных архетипа. Один – защитник семьи и своей страны, другой, в первую очередь, хорошая, любящая мать. Воспитание и обучение детей необходимо осуществлять не по усредненной схеме, а с учетом всех особенностей, которые отличают мужчин и женщин.

Всех девочек первых классов 8 Марта на большом красивом празднике мы посвящаем и «Невестушки-лебедушки». Девочкам торжественно вручают белые веночки и белые цветы - символы девичьей красоты и чистоты.

Дмитрий Донской дает свой отцовский наказ, а его супруга Ефросинья передает девочкам колыбель с младенцем. Девочки, качая дитя и передавая его из рук в руки, поют колыбельную песню…

Вся система обучения и воспитания девочек проходит в атмосфере главного их предназначения - быть мамой и хранительницей семейного очага.

Звонок с урока. Большая 20-минутная перемена. Входим в класс мальчиков. Группа ребят, сидя на ковре, что-то активно строит из пластиковых цветных блоков конструктора… На вопрос, что они сооружают, все как один сказали, что это крепость, крепость строится на границе нашей страны, а они сами сейчас строители, а затем будут воинами и ее будут защищать… Заходим в класс девочек. Он рядом, в соседнем кабинете. Мы видим картину очень похожую на ту, что была в классе мальчиков. Группа девочек на ковре в центре класса уже построила из аналогичных цветных блоков конструктора нечто высокое и овальное… На вопрос, что это такое, девочки ответили, что это гнездо, и в нем живет большая семья летающих лошадок… У мальчиков крепость, и они строители и воины, у девочек гнездо для ими придуманных героев – дом, семья, дети…

И все, как ни странно, на своих местах. Строительный материал один, но дети в своей игре выбирают то, что им ближе, более значимо, соответствует их мужской или женской природе. Этот небольшой пример - часть общей формирующей среды жизни наших детей в школе.

С формированием сегодня в сознании детей необходимости и потребности иметь свою семью, хранить ее, защищать ее, начинается формирование необходимости коллективного объединения, коллективного сознания безопасности..., понятия своей страны, своей Родины и осознанной необходимости всем миром защищать то, что называют своим домом, своей землей, своим Отечеством.

Возможно, наши взгляды на цель образования и задачи формирования и развития природосообразных качеств детей патриархальны и старомодны, или, как довольно часто приходится слышать из уст оппонентов, ортодоксальны, и что сегодня школе нужны более современные, перспективные направления развития.

Но что может быть более значимым и более актуальным и современным для человека в любые времена, чем счастье иметь вначале своих родителей, отца и маму, затем семью мужа, жену и детей, а затем внучек и внуков…

В «Маленькой стране» в каждом городе есть и свои почетные жители, рассказы о них и их фотографии можно увидеть в классных уголках. В классе летчиков - это легендарный летчик Алексей Петрович Маресьев, а в соседнем классе девочек - это Зоя Космодемьянская ...

При организации системы обучения ребят в начальной школе мы особое внимание обращаем на использование технологий здоровьесохраняющего обучения. Все классы оборудованы особой ростомерной мебелью, позволяющей регулировать и высоту подъема, и угол наклона парты-конторки для каждого ученика. Дети учатся и стоя, и сидя в режиме смены динамических поз. Для разгрузки зрения все классы оборудованы специальными системами офтальмотренажеров...

Сегодня очень важно, чтобы ребята после окончания школы имели хорошие, прочные знания, но и важно, какой ценой они их получают. Что с ними произойдет в течение одиннадцати лет обучения в школе? Будут они сильными и здоровыми, или растеряют то, что им досталось от природы? В расписании занятий наших малышей два урока физкультуры, три занятия лечебной гимнастикой и один час ритмики и хореографии. (Научный руководитель проекта д.м.н, проф. Базарный В.Ф.).

Мы покидаем второй этаж начальной школы и идем в мир более взрослых ребят…

Здесь свой мир. Ученики 5 - 11-х классов живут по своим законам, законам Президентской республики. Есть своя Конституция, есть свой президент, которого выбирают всеобщим тайным голосованием в начале каждого учебного года.

У президента своя команда - президентский совет (главный староста школы, советники по науке, культуре, спорту...). В каждом классе - аналогичная структура ученического соуправления. По два представителя каждого класса: секретарь совета класса и староста - входят в состав ученического Совета школы, очень похожего по своей идее на Совет Федерации нашей страны. И, конечно, есть Совет «Мудрых и справедливых», задача которого, а это самые старшие и авторитетные ученики школы, разрешать возможные сложные ситуации между Советом школы и Президентским советом...

Сегодняшние школьники - пусть пока и не очень большие, но все же граждане нашего государства. И мы считаем очень важной задачей научить ребят не только знанию законов природы и общества, но и умению отвечать за свои поступки, умению принимать ответственные решения. Уроки «парламентаризма» (так мы называем встречи наших ребят с людьми, которые сегодня работают в аппарате Президента страны, в Государственной Думе РФ, в Городской Думе, районной Управе...) помогают разобраться в сложных вопросах управления страной и нашим городом. Сегодня ученическое соуправление - это реальная возможность реализации демократических принципов управления, реальная возможность активного участия ребят во всех сферах жизни школы, возможность формировать активную жизненную и гражданственную позицию.

Воспитание учащихся на героических страницах истории нашей страны, примерах жизни и судеб россиян, земляков-москвичей разных поколений и времен - одна из самых важных составляющих учебной и воспитательной работы всей школы.

В начале 90-х годов в школе была разработана программа «Богатыри земли Российской» (автор – кандидат педагогических наук Гармаш В.Ю.).

В ее основе заложена идея гуманизации обучения и воспитания, возрождения духовных традиций России и ее народов, более глубокое изучение российской истории и культуры в контексте мировой истории, познания истории родного края, Москвы, более целостное интегрированное восприятие различных областей знаний, приобщения учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.

В нашем понимании «Богатырь земли Российской» - это человек, который внес большой вклад в дело становления, защиты, развития и процветания России. Это может быть ученый или полководец, выдающийся политический деятель или Герой Великой Отечественной войны и т.д., а также это могут быть и «рядовые люди», те, «на которых земля держится», например: А.Невский, М.Кутузов, С.Радонежский, Д.Донской, Г.Жуков, А.Пушкин, А.Грибоедов, Ф.Достоевский, А.Попов, С.Капица, В.Поляничко, Ю.Гагарин, А.Маресьев, З.Космодемьянская, солдаты Великой Отечественной войны и т.д.

Центральное место в программе занимает практическое создание и работа музейно-исторического комплекса «Богатыри земли Российской», в настоящее время включающего в себя:

 

1. Памятник 76 мм противотанковая пушка ЗИС-3 образца 1943 года во дворе школы;

2. Музей «В.П.Поляничко - Человек и Гражданин»;

3. Музей «Великая Отечественная война. Юбилейный Парад Победы на Красной площади 1995 года: подвиг и судьбы участников»;

4. Музей «Гражданская война. Красные и белые. Трагедия народа»;

5. Музей «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Подвиг народов Руси в XIV веке».

6. Музейно-исторический мемориал имени Героя Советского Союза А.П.Маресьева «Крылья России».

 

В 2002 году школе решением Правительства города Москвы было присвоено имя Героя Советского Союза, легендарного летчика Алексея Петровича Маресьева.

В работе по реализации проекта по созданию музейно-исторического комплекса приняли участие ученые, специалисты, сотрудники государственных музеев города Москвы, учителя и учащиеся школы, родители, ветераны Великой Отечественной войны…

В ходе работы сформированы и систематически проходят учебу детские коллективы юных музееведов, которые проводят экскурсии и занятия в кабинетах-лабораториях, где развернуты музейные экспозиции.

Особую роль в работе музеев и пополнении их подлинными экспонатами выполняет школьный поисковый отряд, который - как один из

примеров их работы - вот уже 9 лет участвует в летней Международной Вахте Памяти в Вяземском районе Смоленской области, недалеко от реки Угра. Экспедиции проходят в июле, августе и всегда преследуют целый комплекс целей и направлений поиска, так как этот район очень богат историческими событиями, происходившими в этих местах, связанных с защитой нашей страны от ее врагов. За 9 лет поисковой работы наши ребята подняли и перезахоронили на «Поле памяти» останки 274 бойцов и командиров Красной Армии. Исторические находки, которые хранятся в школьных музеях, датированы и IV-III вв. до нашей эры, и XIV – XVI вв., и началом XIX в., и особо много подлинных экспонатов с мест боев 1941 – 1943 гг. под Москвой в годы Великой Отечественной войны: оружие, остатки боеприпасов, каски, солдатские медальоны, предметы солдатского обихода…

…Небольшая строчка в тексте – солдатский медальон. Но за каждым найденным и расшифрованным медальоном судьба реального человека, человека, который наверняка числился пропавшим без вести. Его судьба для многих оставалась загадкой. А для родственников человека, погибшего, защищая Родину на подступах к Москве, формулировка «пропал без вести» оставляла небольшой свет надежды, что человек возможно жив, но и одновременно ложилась суровой печатью, что их отец, сын, брат чуть ли не предатель, и семье такого человека могли отказать в государственной помощи. А ведь он в эти первые месяцы войны дрался под Вязьмой в полном окружении, погиб и не сдался в плен, не оставил тот участок Русской земли, где проходила в тот момент линия обороны…

И не случайно, повторимся о том, что за девять лет участия в Вахте памяти наши ребята нашли и перезахоронили останки 274 простых Героев Великой Отечественной войны, нашли десятки медальонов, но расшифровать и установить имена погибших удалось только четверых.

Это медальон, найденный десятиклассником Сергеем Колядиным в урочище Березки Темкинского района Смоленской области.

После тщательного изучения и рассмотрения медальона следопыты определили, что он принадлежал рядовому Эрмекбаю Акматову, 1909 года рождения, проживавшему в Киргизии, Ошская область, Советский район, село Чалма.

В ответ на наш запрос из администрации Ошской области мы получили письмо о том, что в настоящее время живы дети солдата, и они проживают со своими семьями в Лайталинской сельской управе Каракулжинского района (бывший Советский район), Ошская область, Кыргызская Республика.

Это медальон, найденный учеником 9 класса Игорем Спиридоновым, так же как и первый, в Темкинском районе Смоленской области.

Для его расшифровки пришлось провести специальную экспертизу в криминалистическом центре Главного управления внутренних дел г. Москвы. В ответе сообщалось, что медальон принадлежал Петру Павловичу Ладанову, младшему лейтенанту, командиру взвода, родившемуся в 1912(3) году в РСФСР, город Славгород Алтайского края, и проживавшего до войны в Новосибирской области, деревня Тисуль Тисульского района.

Это медальон, найденный выпускником школы Авдеевым Дмитрием, учеником 8 класса Барановым Павлом и учеником 6 класса Савчинским Игорем в районе реки Яуза, поселок Карманово Гагаринский р-он Смоленской области. Медальон принадлежал Кузнецову Николаю Васильевичу 1921 года рождения, уроженца Смоленской области Медынского района д.Мошарово. Установлен адрес семьи. г.Москва. Нижедмитровское шоссе дом 10. (Адрес или мамы, или жены Калининой Марии Федоровны). Призван в армию Кунцевским Р.В.К.

Найденные и расшифрованные ребятами-поисковиками медальоны – это экспонаты особого значения, особой ценности. Они позволили возвратить имена погибших воинов и сообщить их родным места захоронения солдат.

Не менее уникальным результатом поиска является находка «Вахты памяти» 2003 года. Уже на второй день поисковой работы Кирилл Смирнов и Владимир Страшнов находят на небольшой глубине, чуть более 50 сантиметров от поверхности, останки нашего бойца. Обмундирование почти полностью истлело, даже автомат в его руках почти не сохранился. Но есть в природе удивительные стечения обстоятельств: кожаное портмоне осталось не тронутым. Когда ребята его открыли, то обнаружили фотографии его владельца, которые, хотя и пожелтели, но имели такой вид, как будто их вынули из старого семейного альбома, хранившегося в домашних условиях.

На двух из найденных фотографиях были изображения самого бойца, причем фотографии подписаны карандашом его собственной рукой, одна в 1941 году, а другая, более поздняя, в 1943 году.

В 1943 году в этих местах, как и в сорок первом, шли не менее кровопролитные бои. По надписям на фотографиях и солдатской ложке, найденной в том же месте, было установлено, что эти вещи принадлежали солдату Василию Вавилову.

Экспедиции, каждому ее этапу, предшествует большая подготовка: научно-исследовательского характера, учебная, материально-организаторская. В ходе и после экспедиции осуществляется дальнейший исследовательский поиск, изучение собранных материалов, их описание, организация хранения, включение в фонды музеев нашей школы. Некоторые экспонаты были подарены краеведческим и школьными музеями Смоленской и Московской областей.

Каждый участник поискового отряда, прибывая на место проведения поисково-мемориальных работ на Смоленской земле, подписывает Обязательство, в котором он указывает, что добровольно изъявляет желание принять участие в проведении поисковых работ на местах боев Великой Отечественной войны в составе поискового отряда «Лось» школы (лаборатории) №760 имени А.П.Маресьева с целью увековечения памяти погибших защитников Отечества, установления их имен для внесения в Книгу Памяти.

В обязательстве подчеркивается, что член поисковой группы, глубоко понимая свой патриотический долг и осознавая опасность, связанную с этой работой, обязуется:

1. Быть дисциплинированным, исполнительным, добросовестно относиться к порученному ему делу, неукоснительно выполнять положения и правила, установленные для поисковых отрядов в соответствии с положениями по увековечению памяти погибших защитников Отечества.

2. Строго соблюдать установленные меры безопасности при проведении поисковой работы, удерживать от их нарушения своих товарищей. Проявлять разумную инициативу, не сопряженную с риском для жизни.

3. Принимать все необходимые меры по предотвращению фактов мародерства, глумления над памятью павших, осквернения святынь, обо всех известных фактах немедленно докладывать старшему начальнику.

4. Не допускать случаев присвоения боевых реликвий, оружия, боеприпасов, найденных на местах боев, в виде сувениров, их утаивания и скрытия.

5. Бережно относиться к вверенному имуществу поискового отряда Центра «Долг», в случае утери или порчи по личной халатности выплатить полную стоимость.

6. Беспрекословно и неукоснительно выполнять приказы и распоряжения командира или его заместителя.

Об уголовной ответственности, согласно ст. 222 УК РФ за хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, я предупрежден.

Поисковик расписывается о принятии обязательства, а также его родители в том, что ознакомлены с обязательством.

Все эти годы руководят экспедиционным отрядом педагоги школы В.В.Верижников, Ю.Г.Чорба, К.В.Смирнов, В.Н.Страшнов.

Школьный поисковый клуб «Лось» уже имеет свою девятилетнюю историю, свою структуру и свои традиции. В состав членов клуба входят их руководители-учителя и сотрудники школы, бывшие ученики, выпускники школы, которые, хотя и окончили школу много лет назад, но продолжают работать в клубе и участвуют в свои отпуска во всех Вахтах памяти и, конечно, сегодняшние ученики школы. Членами клуба являются и многие родители наших ребят, которые вместе с отрядом выезжают летом на места дислокации поискового отряда. Школьный клуб «Лось» - это большая семья взрослых и детей, объединенных очень значимой целью. Целью увековечения памяти тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Клуб школы и его бойцы отмечены многими грамотами и дипломами правительственных и общественных организаций. Но особенно ценят участники поискового движения в нашей стране медаль «За многолетний поиск». В нашей школе этой медали удостоены 15 учителей и учащихся.

Очень важным результатом экспедиционно-мемориальной работы на местах боевых действий являются те изменения, какие происходят в сознании детей при непосредственном контакте с памятниками истории, которые они находят собственными руками.

Последние четыре года при проведении Вахты памяти наш отряд ставит свой базовый лагерь недалеко от деревни Кобелево, на живописном берегу реки Угра, в великолепном сосновом лесу. Эти места вызывают у участников экспедиции удивительное чувство радости от красоты природы нашей русской земли.

Но это те самые места, где не осталось ни одного метра земли, которые не были бы политы кровью русских воинов и советских солдат. И для ребят, участников экспедиций – это не обычные слова из книг и школьных учебников истории. Это та реальность, которая возникает перед их глазами при проведении раскопок на рубежах обороны 1941 – 1943 годов на подступах к Москве.

Удивительной красоты природа вокруг лагеря поискового отряда, но здесь же рядом, буквально в 150 метрах, в глубине леса ребята нашли место, где во время войны располагался лагерь немецких частей, которые отводились на отдых с передовых позиций.

Здесь хорошо сохранились очертания немецких блиндажей и ходов сообщения между ними.

При раскопках ям, куда немцы выбрасывали отходы, были найдены принадлежности быта солдат фашистской армии: бутылки от французского шампанского, пивные бутылки, бутылочки с остатками парфюмерии, тюбики от зубной пасты, принадлежности для бритья, консервные банки…

Но в этих же ямах участники поискового отряда натолкнулись на совершенно неожиданные для них находки. Эти находки напомнили всем ребятам, что война, это, в первую очередь, смерть. Смерть тех, кто защищал на этих рубежах нашу страну. Смерть тех, кому они обязаны возможностью жить, радоваться, любить на этой красивой земле …

Ребята увидели, что фашисты, пришедшие на нашу землю, не только пили, ели, но и убивали наших солдат, причем убивали не только в бою. В этих ямах юные следопыты нашли останки семи бойцов Красной Армии, расстрелянных и сброшенных в них более шестидесяти лет назад. Ребятам уже по внешним признакам останков стало очевидно, что это останки солдат, которые были убиты фашистами выстрелами в затылок (пулевые отверстия в задней части черепа), причем специалисты-консультанты Вахты определили, что солдатам было не более 19-20 лет.

Конечно, для поисковиков нахождение, поднятие и перезахоронение останков погибших солдат - это главная задача их экспедиций. Но это был первый случай в их практике, когда они нашли наших бойцов не на линии обороны, не в старых, почти стертых временем траншеях…После таких находок у учеников, участвовавших в поисковых экспедициях, вряд ли останутся сомнения в том, что фашисты «несли нашим людям радость, свободу и счастливую жизнь». После таких находок ребята перестают сомневаться в том, что фашисты действительно выполнили бы свои замыслы в отношении советских людей, и, в случае своей победы, они действительно истребили бы значительную часть населения, а остальных превратили в рабов.

Также очень важным, с точки зрения воспитания ребят, является то, что Вахта памяти на Смоленской земле собирает людей с особым отношением к той работе, которую они делают.

Руководителю Смоленского военно-мемориального объединения «Долг» Нине Германовне Куликовских удалось объединить тысячи небезразличных людей вокруг идеи поиска и почетного захоронения бойцов и командиров Красной Армии, погибших на рубежах обороны, создать в дни общих работ десятков отрядов, приезжающих на Вахту со всех концов нашей страны и стран-участников Второй Мировой войны особую среду общения и понимания людей с удивительными нравственными человеческими качествами, так необходимыми сегодняшним молодым людям. Здесь происходит общение и единение с людьми многих поколений, общение и единение с людьми бескорыстными, чистыми и духовно богатыми.

Гимном поискового братства, участников Вахт памяти на Смоленской земле, стала песня «Посвящается поисковикам» Сергея Ивановича Голубкова, командира поискового отряда «Боец», город Дорогобуж:

 

Ступая осторожно сапогом тяжелым,

Неся под спецодеждой сердца крик,

И в дождь, и в зной, в любую непогоду

Идет в леса браток-поисковик.

Ну что ж, браток, такая наша доля.

Крест этот сами выбрали с тобой.

Так будем павших памяти достойны

И нитью братства связаны одной.

Уже давным-давно сроднились с лесом,

С ячейкой, блиндажом и тем бойцом,

Который в том далеком 43-м

Упал на бруствер к западу лицом.

Он отдал жизнь, чтоб счастливы мы были,

Чтоб каждый человек спокойно жил,

А в наше время про него забыли,

За что он, братцы, голову сложил.

Поэтому они берут щупы, лопаты,

И, прорывая равнодушия заслон,

Уходят в лес хорошие ребята,

Чтоб отыскать солдатский медальон.

В наш адрес многие шептали «мародеры»,

Другие просто причисляли нас к святым.

Но, братцы, для чего все эти споры?

Мы просто память ревностно храним.

 

В такой среде ребята вряд ли научатся чему-то плохому. Они становятся более человечными и добрыми в отношениях между собой, более стойкими к разного рода лживым измышлениям тех, кто пытается исказить историю России, в частности - принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом, более почтительными и благодарными в своем отношении к старшему поколению, к поколению дедушек и бабушек, победившему в той страшной войне. И каждый из ребят, особенно юноши, отчетливо понимают, что свою страну Россию необходимо защищать и сегодня, что свой воинский долг перед своей страной должен выполнять каждый Мужчина.

Формирование в ребенке таких качеств, как любовь к Родине, гражданственно-патриотическое отношение к своей стране, хорошее знание истории своей страны, умение и желание ее защищать – это то, что в очень значительной степени определяет здоровье всего государства в целом.

Отсутствие в людях вышеперечисленных качеств с очевидностью может привести к ситуации, когда люди (жители) в стране есть и правительство есть, а граждан своей страны нет, а значит, и государства нет, нет России…

Особое место в работе по гражданственному и патриотическому воспитанию учащихся школы связано с участниками Великой Отечественной войны, «Союзом фронтовиков» СВАО и Комитетами ветеранов войны и воинской службы РФ и г.Москвы. Встречи, занятия, уроки, совместные праздники – это ежедневная непрерывная работа и учителей, и ветеранов-фронтовиков, имеющая целью воспитать наших ребят гражданами и патриотами России.

Ветераны Великой Отечественной войны «Союза фронтовиков» СВАО города Москвы пользуются у ребят особым уважением, и это не случайно, потому что штаб ветеранов, участников Юбилейного Парада Победы 1995 года на Красной площади, объединившихся в «Союз фронтовиков» СВАО, находится в нашей школе. Ребята общаются с ветеранами почти каждый день: вместе работают в компьютерных классах над созданием сборников воспоминаний фронтовиков, а их уже выпустили восемь - «Память героев», «Думы солдатские», «Это забыть невозможно», «Последний бой, он трудный самый», «Нам нужна была победа», «Маршал на белом коне», «9 мая - этот день мы приближали как могли», «Стихи военных лет», «Память сердца»; встречаются в классах на уроках истории и литературы, готовят и проводят совместные праздники, семинары, конференции, выставки, концерты...

«Союз фронтовиков» очень активно шефствует над классами мальчиков в начальной и средней школе: моряки над моряками, летчики над летчиками... Ветераны из «Союза фронтовиков» - это настоящая Российская гвардия, среди них 9 Героев Советского Союза, 40 генералов, более 50 полковников. И работает «Союз фронтовиков» в школе не для галочки, а для того, чтобы ребята знали историю своей страны, чтобы гордились своим российским происхождением, могли принять эстафету и достойно, с честью и гордостью, ее нести своим будущим детям. Боевое знамя 24-ой гвардейской Евпаторийской дивизии, переданное школе ее знаменосцем гвардии подполковником А.П.Лобиковым, сейчас является знаменем школы. И сегодня для многих наших учеников седые ветераны, гвардейцы из «Союза фронтовиков» - это не просто пожилые люди, это люди, с которых можно и нужно брать пример, люди, честно выполнившие долг перед своей страной, хотя сегодня и не имеют палат каменных, но имеют честь, достоинство и Богом данную им по заслугам длинную жизнь. Ведь самым молодым из них почти 80, а они своей энергией покоряют сердца наших учеников.

Рассказывая о «Союзе Фронтовиков», хочется особенно отметить роль его руководителя, гвардии полковника Владимира Петровича Черникова .

Владимир Петрович - это человек, для которого слова «долг», «честь», «патриотизм», «дети», «внуки», носят совершенно конкретный смысл - это, то, почему и ради чего он дрался на Курской дуге, участвовал в штурме Берлина, а сегодня ведет свой батальон ветеранов к детям. Он ведет фронтовиков к детям потому, что действительно хочет передать им то, с чем много лет назад сам смог выстоять и победить в той страшной войне. Сегодня учителя и фронтовики - это одна большая дружная педагогическая семья.

Постоянное общение с ветеранами Великой Отечественной войны - это не только возможность для детей получения знаний об истории нашей страны на протяжении почти всего XX века от непосредственных участников тех событий, но и удивительная возможность восстановления очень важного моста между поколениями дедушек и внуков, возможность научиться слушать и понимать людей более старшего поколения, получать от них знания, мудрые советы, образцы героического поведения в самые трудные моменты истории России.

С нашей точки зрения общение детей с фронтовиками имеет еще одно архиважное значение. Это то, что дети видят перед своими глазами людей, которым сегодня 80 лет и больше, но эти люди удивительно энергичны, радуются жизни, находят удовольствие и желание общаться и совершенно бескорыстно отдавать свои знания ученикам.

Фронтовикам много лет (сегодня средний возраст жизни мужчины в России меньше 60-ти лет), и их пример долголетия – это ориентир для детей на преодоление трудностей, ориентир на такие понятия, как честь и достоинство…, долгую жизнь.

Каждый школьный музей – это возможность более многогранно реализовывать аспекты обучения и воспитания школьников. Возможность более широкого использования природосообразных форм и методов изучения история нашей страны. В школе реализуется ситуация создания среды, в которой ребенок имеет возможность практически использовать теоретические знания, получаемые им как на уроках, так и на факультативных занятиях.

В учебных школьных мастерских налажена работа по реставрации найденных в экспедициях экспонатов…

В школьных музеях учащиеся встречаются с людьми, которых знает вся страна и которых можно по праву считать Богатырями земли Российской…

На встречу с известным изобретателем стрелкового оружия генералом М.Калашниковым, которая проходила в актовом зале школы, пришли почти все старшеклассники. В абсолютной тишине в течение полутора часов более четырехсот учеников слушали рассказ русского самородка, солдата, генерала, талантливого изобретателя о том, как он жил, работал, изобретал, воевал...

Когда Михаил Калашников закончил выступление, все, кто были в зале, как один человек, встали и аплодировали до тех пор, пока генерал не покинул зал. И приятно, и удивительно то, что все, как один, славили силу Русского человека, славу Российского оружия...

Были удивительные встречи и с Николаем Доризо, другом В.П.Поляничко, который дважды выступал перед ребятами, читал свои новые и старые, всем известные, стихи, и с «уральско-русской молнией» Лидией Скобликовой, многократной чемпионкой мира и Олимпийских игр, и Федором Конюховым, наверное, самым сегодня известным и знаменитым путешественником...

Литературный салон для ребят ежемесячно проводит Э.С.Сафронова, заместитель председателя Фонда имени М.Шолохова, супруга поэта и писателя А.Сафронова, автора легендарной фронтовой песни «Шумел сурово брянский лес...».

Работа школы в этом направлении была высоко оценена Правительством города Москвы. Коллектив школы и авторы программы получили Благодарность Правительства города Москвы. Авторы проекта удостоены звания «Лауреат ВВЦ»; школа отмечена грамотами, дипломами и благодарностями Российского комитета ветеранов войны и воинской службы, Комитета ветеранов войны г. Москвы, Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Российской Ассоциации героев, Российского Государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ, Бабушкинского районного военкомата г. Москвы…

Решением Российского Организационного Комитета «Победа» по итогам изучения опыта работы педагогического коллектива нашей школы по гражданственному и военно-патриотическому воспитанию было принято решениео необходимости обобщения и распространения опыта через Министерство образования РФ в учебных заведениях Российской Федерации.

Решение утверждено на заседаниях Российского организационного комитета «Победа» 30 сентября 2003 года пункт №9 и 2 февраля 2004года пункт №19. Документы подписаны заместителем председателя Российского организационного комитета «Победа», заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Г.Кареловой.)

По итогам московского конкурса школьных военно-исторических музеев (2005 г.), посвященного 60-летию Победы, школьный музейно-исторический комплекс «Богатыри земли Российской» нашей школы был удостоен 2 места, а в российском конкурсе на лучший школьный музей удостоен почетного звание лауреата.

В последние три года в нашей школе сложилась еще одна важная, с нашей точки зрения, традиция, способствующая воспитанию в наших ребятах самых, наверное, обычных качеств, но без которых человек, особенно Российский человек, жить не может…

Человек должен уметь сострадать, сопереживать и помогать другим людям. Человек уже с детства должен понимать и уметь быть благодарным по отношению к тем, кто этого заслуживает.

В канун Дня Защитника Отечества (23 февраля) вся школа собирала подарки солдатам, которые в это время находились на лечении в Центральном клиническом госпитале Внутренних войск МВД Российской Федерации, в городе Реутов Московской области. Нашу школу давно связывают дружеские отношения с воинской частью №5380 Внутренних войск МВД Российской Федерации (командир – полковник Ю.М.Еремеев), дислоцированной в Москве и выполняющей постоянно боевые задачи в «горячих точках». Стали традиционными шефские концерты, которые наши школьники давали в воинской части. Удивительно приятными были выступления в школе оркестра войск МВД России.

В этот раз, после согласования приезда наших детей с концертом и подарками с начальником госпиталя генерал-майором С.В.Чадовым, наша концертная бригада в составе 150 человек детей и их учителей приехали к тем солдатам, которые совсем недавно участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и получили тяжелые ранения.

Неслучайно, что инициатором этой поездки был актив музея В.П.Поляничко, человека, отдавшего свою жизнь за то, чтобы на Кавказе не было войны, чтобы там не гибли ни местные жители, ни молодые солдаты. Имя Виктора Петровича Поляничко для большинства людей, связавших свою жизнь с войсками МВД и событиями в горячих точках, является своеобразным пропуском доверия к тем людям, кто помнит его имя, кто от чистого сердца совершает акты благодарности.

Насколько всем участникам этой поездки было приятно от того, что они увидели реальную благодарность в глазах тех, кто слушал их выступления, кого они сами приехали благодарить за честное служение своей стране, честное выполнение своего воинского долга. Взаимное участие и благодарность людей – это удивительный урок доброты и нравственности всем, кто принимал в нем участие.

И очень приятно, что спустя две недели в школу пришло письмо.

«Здравствуйте, уважаемый коллектив школы №760. Пишет вам коллектив раненых Главного военного госпиталя Внутренних войск Министерства внутренних дел России, который вы посетили с великолепным концертом.

Выражаем вам большую благодарность за то, что не забыли о нас в трудную минуту, доставили радость в наши сердца и дали нам уверенность в том, что мы не забыты. Большое вам спасибо за отличные подарки и доставленное нам настроение. Надеемся, что вы еще приедете к нам с концертом.

Раненые травматологического отделения».

Письмо читала вся школа, потому что в школе не было ни одного ученика, кто бы не откликнулся на призыв помочь раненым солдатам.

18 марта 2002 года постановлением Правительства г. Москвы №349-РП, ГР 19814-БЭ/67 нашей школе было присвоено имя легендарного летчика Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева.

И 22 мая 2002 года, в дни празднования 86-летия со дня рождения Алексея Петровича, в школе был открыт пятый музей, а точнее музейно-исторический Мемориал Имени А.П.Маресьева «Крылья России».

Экспозиция Мемориала рассказывает о личности Алексея Петровича Маресьева – Патриота и Человека, рассказывает об истории развития авиации и космонавтики в нашей стране.

Экспозиция Мемориала включает три раздела:

I. Вся жизнь – подвиг. Повесть о настоящем человеке;

II. Из истории отечественной авиации;

III. Космонавтика: страницы истории.

 

Материалы первого раздела посвящены детским и юношеским годам Алексея Маресьева, его учебе в школе и военном училище. Особое место занимают документы и вещи, освещающие его подвиг во время Великой Отечественной войны, когда Маресьев, тяжело раненый, посадил поврежденный самолет в тылу врага и восемнадцать дней добирался до своих войск, как после ампутации ног и освоения протезов он снова вернулся в действующую Армию, вновь участвовал в воздушных боях с врагом.

Другие экспонаты раздела рассказывают о послевоенной деятельности Алексея Петровича Маресьева на посту ответственного секретаря, позднее – первого заместителя председателя Советского комитета ветеранов войны, с 1991 – Российского комитета ветеранов войны и военной службы, о его научной работе как ученого-историка. В экспозиции также представлены документальные свидетельства о его семье, о людях, с которыми он вместе учился, воевал, работал, о тех, с кем встречался. Документирована история написания Борисом Полевым «Повести о настоящем человеке», освещена история создания литературного образа героя, прототипом которого стал Алексей Маресьев.

Экспозиция раскрывает личность Алексея Петровича Маресьева – Патриота и Человека, помогает ученикам уяснить, понять, как формировались замечательные черты его характера. Жизненный путь Алексея Петровича Маресьева освещается в тесной связи с судьбой страны, историей Великой Отечественной войны, историей Волжского края, где он родился и вырос, историей Москвы, где прошли его послевоенные годы.

Экспозиция первого раздела «Вся жизнь – подвиг. Повесть о настоящем человеке» включает темы (подразделы):

 

1. Детские годы. Учеба в школе.

2. В армии. Война. Подвиг.

3. Общественная деятельность.

4. Научная работа.

5. Семья. Друзья.

6. «Повесть о настоящем человеке». Борис Полевой.

7. Подарки Мемориалу.

8. В 760-й школе: изучаем жизненный путь А.П.Маресьева – Богатыря земли Российской.

 

Второй раздел Мемориала – «Из истории отечественной авиации», посвящается выдающимся отечественным ученым и изобретателям, внесшим значительный вклад в развитие авиации, летчикам, испытывавшим новые самолеты и совершавшим дальние перелеты, участникам Великой Отечественной войны, пилотам современных сверхскоростных самолетов.

Здесь представлены документы, фотографии, другие материалы об одном из основоположников аэродинамики, авторе трудов по теоретической механике, теории авиации Н.Е.Жуковском, о создателях авиационной техники А.Ф.Можайском, И.И.Сикорском, Н.Н.Поликарпове, А.Н.Туполеве, С.В.Ильюшине и других инженерах-конструкторах. Экспозиция включает сведения о первых Героях Советского Союза А.В.Ляпидевском, С.А.Леваневском, М.В.Водопьянове и других летчиках, спасших челюскинцев, о летчиках-испытателях В.П.Чкалове и Г.Ф.Байдукове, женщинах, совершивших дальние перелеты – В.С.Гризодубовой, П.Д.Осипенко и М.М.Расковой, о легендарных героях Великой Отечественной войны А.И.Покрышкине и И.И.Кожедубе, подвиге летчиц 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка.

Один из стендов раздела – «Надежный щит России XXI века». Это – современные самолеты и вертолеты нашей авиации.

Экспозиция второго раздела позволяет тем, кто с ней познакомится, глубже осмыслить слова трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба: «Авиация стала тем порогом, переступив который человек вышел в космос».

Третий, последний раздел Мемориала «Космонавтика: страницы истории» открывается словами К.Э.Циолковского: «Человечество не остается вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникает за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство». Здесь представлены материалы об основоположнике космонавтики К.Э.Циолковском. Далее экспозиция освещает важнейшие вехи-рубежи покорения космического пространства: запуск первой ракеты «ГИРД», первого искусственного спутника Земли, первый в истории полет и выход человека в Космос, женщина-космонавт, луноход, проект «Союз-Аполлон» и др. Большое место отводится рассказу об основоположнике практической космонавтики С.П.Королеве и первом космонавте Ю.А.Гагарине, а также об ученых и конструкторах Ф.А.Цандере, В.П.Глушко, В.П.Мишине, М.И.Янгеле, космонавтах Г.С.Титове, В.В.Терешковой, А.А.Леонове и других.

Третий раздел и в целом экспозиция Мемориала завершается словами Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

 

В настоящее время в фондах мемориала «Крылья России» хранятся и экспонируются уникальные экспонаты-подлинники, принадлежавшие А.П.Маресьеву и переданные в дар школе Российским комитетом ветеранов войны и военной службы, сыном Алексея Петровича Виктором Алексеевичем Маресьевым, друзьями и людьми, близко знавшими Алексея Петровича, а так же материалы, полученные учениками школы в ходе экспедиции в деревню Плав (сентябрь 2005г.) Новгородской области от Виктора Александровича Вихрова, сына Александра Михайловича Вихрова, который вместе со своим товарищем Малинным Сергеем Петровичем нашли и спасли Алексея Петровича. ( Семья Александра Михайловича Вихрова живет и сегодня в том же доме, где Алексей Петрович находился в первые дни после своего спасения, где и сегодня стоит кровать, на которой лежал раненный летчик…)

На базе мемориала «Крылья России» систематически проводятся уроки и внеклассные мероприятия для учеников как нашей школы, так и для ребят из других школ города Москвы и многих регионов России. Все награждения учеников и учителей школы проходят на торжественных линейках в мемориале А.П.Маресьева «Крылья России».

День рождения А.П.Маресьева (20 мая) – это особый день, особый праздник в нашей школе, который, по традиции, начинается рано утром на Новодевичьем кладбище с торжественной линейки на аллее у могилы Алексея Петровича. На линейке присутствуют представители всех классов школы, ветераны Великой Отечественной войны, представители многих общественных и государственных организаций. На линейке президент школы зачитывает рапорт, в котором отражены основные достижения школы за последний учебный год и вручает его сыну Алексея Петровича Виктору Алексеевичу Маресьеву. Во второй половине дня в школе проходит общешкольный митинг у памятника «Богатырям земли Российской» во дворе школы, в котором принимают участие ученики всей школы, родители, учителя, ветераны Великой Отечественной войны и гости школы…

Сегодня А.П.Маресьев объединил в нашей школе очень многих людей, людей разных поколений, людей, которым не безразлична история нашей страны, не безразличны имена Героев нашей страны, не безразлична судьба детей и будущее нашего Государства.

Очень хочется, чтобы наша страна была сильным государством.

Очень хочется, чтобы все люди в нашей стране жили в достатке и были счастливы.

Очень хочется, чтобы наши дети брали в пример для подражания достойных людей, людей с большой буквы – «Богатырей земли Российской», потому что, только беря пример с достойных, у ребенка есть шанс самому стать достойным человеком. Человеком, людьми, которые смогут сделать реальностью то, что очень хочется.

 


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:
Владимирская икона Божией Матери

3 июня 2020

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов):

Матерь каждого из нас. Слово в день празднования Владимирской иконе Божией Матери

...В России, в Древней Руси всегда было особое отношение к надежде на Пресвятую Богородицу. И всякий раз, когда Русь грешила, когда мы понимали, что мы грехами своими прогневали Бога, то первая молитва была к Той, которую Он дал нам в Матери. Ведь это же особая вещь – матери...

(См. далее...)

28 мая 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

На Вознесение можно услышать Ангелов

...Для Господа важно не наше приношение в этот день, а внутреннее расположение, отречение от суетных забот мира, сосредоточение на высших глубинах и смыслах жизни. Такое отречение требует сверхусилий и сверхволи, которая уже будет не человеческой природы, а Божественной...

(См. далее...)

27 мая 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Вертикальная координата

...Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Всё самое важное для них там, куда Христос восходит...

(См. далее...)

25 мая 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Что же произошло с нашим народом, что враг дошёл до Москвы? О духовном смысле преодоления Смуты

...и сегодня мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения...

(См. далее...)

Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020