Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

9 июля 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзино

9 июля 2019 года участники клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») посетили храм святых благоверных князей российских и страстотерпцев в Зюзино.

(См. далее...)

6 июля 2019

«Алтарь Отечества»: посещение храма святителя Николая в Толмачах в день празднования Владимирской иконе Божией Матери

6 июля 2019 года, в день празднования Владимирской иконе Божьей Матери, московские педагоги приняли участие в богослужении в храме святителя Николая в Толмачах, где находится чудотворный образ Владимирской Богоматери.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук, Профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы

Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы

Публикации этого автора

12 июня 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Результаты совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций


  

Сложившаяся система работы как результат сотрудничества органов управления образованием и традиционных религиозных конфессий

 

Постепенно и непросто после более чем 70-летнего периода государственного атеизма налаживается в России взаимодействие органов управления образованием, образовательных учреждений и централизованных религиозных организаций. Как правило, там, где работа осуществляется уже на протяжении достаточно долгого времени, ведется вдумчиво и неформально, складывается целостная и продуктивная система взаимосвязей.

Представим опыт ряда регионов с достаточно развитой, как правило, уже сложившейся практикой взаимодействия органов управления образованием и религиозных организаций в области образования, воспитания детей и молодежи. Конечно, это не означает, что в ряде других регионов делается меньше или что работа в указанных ниже регионах не может и далее совершенствоваться, развиваться.

 

Опыт Псковской области

Государственное управление образования Псковской области сотрудничает с Псковским епархиальным управлением на основании Протокола о намерениях, подписанного в декабре 1998 года. Заключены договоры о сотрудничестве между управлениями образования и приходами Русской Православной Церкви. Управлением образования области и областным институтом повышения квалификации работников образования подготовлено и направлено в районы и города области инструктивно-методическое письмо «О совершенствовании взаимодействия школы и православной церкви в нравственном и духовном воспитании и обучении учащихся» (№2701от 17 ноября 1999 года). Для упорядочивания совместной деятельности издан информационный сборник «Пути взаимодействия школы и Церкви» (2002), который содержит ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих использование православных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в области осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Взаимодействие Государственного управления образования Псковской области с Псковским Епархиальным управлением:

- реализуется план совместных мероприятий;

- создана рабочая группа из педагогов и священнослужителей по выполнению плана;

- раз в два года в Администрации области проводятся совещания по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

- прием Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), достигших выдающихся успехов в духовно-нравственном воспитании.

2. Сотрудничество Государственного управления образования области с историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского»:

- участие педагогов области в духовно-просветительских конференциях «Глинские Чтения»;

- участие сотрудников Общества в Корнилиевских образовательных чтениях в городе Печоры, в семинарах для педагогов области;

- обеспечение образовательных учреждений области духовной литературой;

- проведение в Пскове конференции «Глинские чтения» (ноябрь 2004);

- награждение педагогов области стипендией схиархимандрита Иоанна (Маслова).

3. Взаимодействие со Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем:

- проводятся ежегодные Всероссийские образовательные Корнилиевские чтения;

- издается детский православный журнал «Колокольчик»;

- работает районное православное педагогическое общество;

- проводятся ежегодные родительские собрания с участием наместника монастыря архимандрита Тихона (Секретарева);

- издается православный журнал «Виноград»;

- организуется летний оздоровительный православный лагерь;

- монастырём оказывается помощь в ремонте образовательных учреждений, обеспечению их литературой, спортивным инвентарем;

- для обучающихся и педагогов организуются экскурсии, паломнические поездки;

- финансируется участие педагогов в Международных Рождественских чтениях, Глинских чтениях в Москве;

- оказывается помощь в издании авторских образовательных программ по изучению основ православной культуры.

4. Работа с педагогами:

- курсовая подготовка на базе Псковского института повышения квалификации работников образования;

- курсовая подготовка по методике преподавания предмета «Основы православной культуры» на базе Московской Духовной Академии;

- курсы и семинары на базе Православного Псковского Духовного училища;

- создание православных педагогических обществ, работа методических объединений преподавателей «Основ православной культуры»;

- областные, районные и городские конференции, семинары с участием священнослужителей;

- совещания (на постоянной основе) начальников управлений образования и специалистов, курирующих воспитание и дополнительное образование;

- участие педагогов в ежегодных Корнилиевских православных образовательных чтениях на базе гимназии г.Печоры, посвященных памяти преподобномученика Корнилия, настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря;

- работа с молодыми педагогами.

5. Обеспечение образовательных учреждений духовной литературой, методическими материалами:

- библиотеки всех образовательных учреждений области получили 450 комплектов книг схиархимандрита Иоанна (Маслова):

«Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Глинский патерик», «Глинская пустынь», «Преподобный Амвросий Оптинский» и др.;

- обеспечение школ и учреждений дополнительного образования детей духовными библиотечками, скомплектованными Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем;

- обеспечение образовательных учреждений журналами «Глаголъ» и «Виноград» православного педагогического общества Печорского района;

- издание информационно-методических сборников по проблемам взаимодействия школы и Церкви, вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, преподавания основ православной культуры;

- создание в образовательных учреждениях кабинетов и уголков духовно-нравственного воспитания, православной культуры.

6. Работа с семьей:

- проведение областных, районных родительских собраний на темы духовно-нравственного воспитания детей, возрождения православных семейных традиций;

- заседания Областного родительского Совета с повестками дня по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;

- проведение православных семейных праздников;

- организация семейных паломнических поездок;

- участие семей в мероприятиях православной тематики, проводимых областными учреждениями дополнительного образования детей: выставках, конкурсах, акциях;

- совместная работа детей и родителей по благоустройству территорий храмов.

7. Работа с детьми и молодежью:

- создание воспитательных систем образовательных учреждений, ориентированных на культурные ценности православия;

- организация православно-краеведческой деятельности учащихся – изучение истории Храмов, монастырей, истории жизни священнослужителей;

- проведение научно-исследовательских конференций;

- проведение Православной секции во Всероссийской конференции «Отечество»;

- работа по благоустройству Храмов;

- проведение областных, районных, городских мероприятий духовно-нравственной направленности – конкурс «Юные богословы», областной фестиваль «Пасхальная радость» «Рождественская елка», «Венок славы Александра Невского», выставки «Рождественский сувенир» и т.д.;

- организация православных лагерей и отрядов (на базе загородных лагерей) в период летних каникул.

Из всего многообразия работы, проводимой в Псковской области, наверное, особо можно выделить опыт взаимодействия системы образования с Псково-Печерским монастырем. Он поистине уникален и поэтому требует специального изучения.

 

Опыт Рязанской области

Определенная система работы в решении вопросов духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения, по взаимодействию с религиозными организациями, в рамках Соглашения о сотрудничестве между администрацией области и Рязанской Епархией, сложилась в Рязанской области.

Совместно с Рязанским государственным университетом, Рязанской Епархией управление по делам образования, науки и молодежной политики проводит научно-практические конференции по проблемам духовно-нравственного воспитания. В области создан Координационный совет по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Согласно его решению, работает комиссия по духовно-нравственному образованию и воспитанию в семье и образовательных учреждениях. В состав комиссии вошли специалисты областного управления, управления образования, науки и молодежи администрации города Рязани, руководители образовательных учреждений. Разработан и утвержден план работы.

Ежегодно управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области направляет в муниципальные органы управления образованием методические письма и рекомендации по духовно-нравственному образованию и воспитанию, по противодействию деятельности деструктивных религиозных культов, представляющих опасность для личности и общества.

В ходе тематических и комплексных проверок особое внимание уделяется реализации образовательных программ, направленных на развитие духовности и нравственности подрастающего поколения.

Начиная с 1997 года, ежегодно для детей Рязанской области организуется работа Православного оздоровительного лагеря за счет средств управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области. Только в этом году в лагере отдохнуло около 200 человек.

Основная общеобразовательная Православная школа, Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского, Рязанская христианская средняя общеобразовательная школа церкви адвентистов седьмого дня имеют свидетельства о государственной аккредитации, решается вопрос о финансовой их поддержке.

Деятельность органов управления образованием по взаимодействию с церковью выражается в постоянном участии священников в районных и школьных мероприятиях.

 

Опыт Тверской области

В Тверской области, по мнению руководителей Департамента образования, также имеются предпосылки для создания единой системы православного обучения и воспитания. Ее основные звенья:

- дошкольные образовательные учреждения (православный епархиальный детский сад во имя св.блг. Княгини А.Кашинской);

- начальная школа (Тверское негосударственное образовательное учреждение-комплекс начального и дошкольного образования «Русская школа»);

- общеобразовательные учреждения (Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского г.Вышний Волочек, Епархиальная православная общеобразовательная школа во имя святителя Тихона Задонского г.Тверь, Городенская Православная гимназия Конаковского района);

- начальное профессиональное образование (г.Нелидово ПУ №2);

- Тверской государственный университет (кафедра теологии); кафедра теологии православной культуры педагогического факультета ТвГУ готовит учителей начальных классов с правом преподавания основ православной культуры;

- послевузовское образование.

Очевидно, что работу в этом направлении следует продолжать.

 

Научное осмысление совместной деятельности

 

Необходимо отметить, что работа в регионах по изучению истории и культуры традиционных религий постепенно ставится на научную основу.

Так, в Республике Марий Эл определяются научно обоснованные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность школы, государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов, видов, ступеней образования на основе анализа и зарубежного, и отечественного опыта.

В Псковской области в образовательных учреждениях созданы и функционируют воспитательные системы, ориентированные на культурные ценности православия, проводятся научно-исследовательские конференции по этой тематике.

На базе федеральной экспериментальной площадки «Русская школа» в Тверской области ведется эксперимент по поиску организационно-правовых форм объединения ресурсов светского и религиозного образования в воспитательном пространстве конкретного образовательного учреждения, созданию целостной воспитательной системы, объединяющей в себе дошкольное, начальное и дополнительной образование с предметами культурологического и эстетического циклов.

Целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию Министерства образования Ставропольского края стала основанием для открытия лаборатории по изучению проблем духовно-нравственного воспитания молодежи на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.

В Институте повышения квалификации Тульской области создана творческая лаборатория «Традиции православной культуры (зав. лабораторией – доктор педагогических наук, профессор С.И.Маслов), цель которой – создание информационной базы, научно-методическое обеспечение преподавания курса «Основы православной культуры», создание библиотеки методической и специальной литературы.

Существует опыт научного осмысления этой проблематики на уровне отдельного образовательного учреждения. Так, Рабенгская средняя школа Вологодской области проводит педагогическое исследование по теме «Нравственное воспитание учащихся через возрождение русской духовности и национального самосознания».

Особого внимания заслуживает позиция Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, где к вопросам взаимодействия системы образования и традиционных религиозных организаций подходят с серьезных научных позиций, на основании проведенного в регионе социологического исследования образовательного запроса на религиоведческое образование.

В материалах, представленных региональным Министерством и подписанных заместителем министра В.А.Бережным, особо отмечается, что сохранение светского характера образования, поддержка конфессионального многообразия народов, межконфессионального диалога представителей православия, ислама, иудаизма, буддизма являются важными принципами региональной политики в области образования.

Итоги опроса в рамках социологического исследования «Изучение образовательного запроса на преподавание религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях Ростовской области» и другие насущные вопросы, связанные с данной тематикой, обсуждены на региональном «круглом столе» с участием представителей религиозных организаций, общественности (тема конференции - «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве Ростовской области»), а также на областных конференциях, совещаниях. Кроме того, вопросы взаимодействия государственных органов с традиционными религиозными организациями неоднократно рассматривались министерством на ведомственных совещаниях. В адрес муниципальных органов управления образованием направлены информационные материалы по данному вопросу.

Проделанная работа способствовала формированию определенной идеологии и стратегии взаимодействия органов управления образованием различного уровня Ростовской области с религиозными организациями, согласованию действий по использованию потенциала традиционных религий в воспитании толерантного сознания личности и гражданственности в условиях поликультурности и поликонфессиональности региона.

В регионе создан банк данных о педагогических кадрах, образовательных учреждениях, имеющих опыт духовно-нравственного воспитания, который постоянно пополняется. Министерством образования области совместно с областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования проведена системная работа по совершенствованию повышения квалификации работников образования, организована работа проблемных курсов по преподаванию религиоведческих дисциплин.

Подготовлены публикации в прессе по проблемам религиоведческого образования, взаимодействия с религиозными организациями, организована работа с журналистами по информированию и пропаганде духовных ценностей народов, проживающих на территории Ростовской области. Работа со СМИ носит системный характер.

На базе 33 образовательных учреждений организовано внедрение инновационного проекта по введению в образовательные программы компонентов по основам православной культуры, религиоведческим дисциплинам. Создана система методического и организационного сопровождения деятельности пилотных площадок по религиоведческому образованию. В мае 2005 г состоялась презентация по результатам эксперимента, в ходе которой 22 образовательных учреждения представили проекты развития данного направления. Первые результаты эксперимента показали, что изучение курсов религиозной направленности не порождает какие-либо конфликты между учащимися с различной этнической и конфессиональной принадлежностью, их родителями. Более того, существует потребность как в изучении традиционной русской культуры представителями других этносов, так и в изучении специальных предметов религиозной (исламской, иудейской и буддийской) направленности русскими.

В рамках реализации Договора министерства с Ростовской епархией Русской Православной Церковью проводятся совместные социально-педагогические мероприятия. В течение десяти лет организуются Димитриевские образовательные Чтения, за это время Чтения стали заметным явлением общественной жизни. Традиционно на Чтениях определяются и обсуждаются новые направления совместной деятельности. С 2002 года в Ростовской области проводится конкурс творческих работ учащихся и педагогов по духовно-нравственному воспитанию им. Святителя Димитрия, посвященный отечественному духовному наследию. По результатам конкурса в муниципальных образованиях возник ряд социальных и культурных инициатив и проектов.

В настоящее время министерством разрабатываются дальнейшие меры по взаимодействию с традиционными религиозными организациями по духовному, нравственному, культурному образованию и воспитанию.

На региональном уровне будет продолжена работа по сопровождению деятельности пилотных площадок, обобщению и внедрению результатов экспериментальной работы. Предполагается создание нового содержания образования религиоведческой направленности для использования в вариативной части учебного плана.

 

Отзывы из регионов

Завершая разговор о сотрудничестве органов управления образованием и религиозных организаций, необходимо представить отзывы непосредственно из регионов о тех впечатлениях и результатах работы по данному направлению деятельности, которые позволяют говорить о ее состоянии и перспективах.

Первые результаты эксперимента по введению в образовательные программы компонентов знаний по основам православной культуры, религиоведческим дисциплинам, отмечается в справке, предоставленной Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, свидетельствуют о том, что изучение курсов религиозной направленности не порождает какие-либо конфликтов между учащимися с различной этнической и конфессиональной принадлежностью, их родителями. Более того, отмечает зам. Министра образования В.А.Бережной, существует потребность как в изучении традиционной русской культуры представителями других этносов, так и в изучении специальных предметов религиозной (исламской, иудейской и буддийской) направленности русскими.

Начальник Департамента образования Тверской области Е.М.Муравьев отмечает, что опыт проведения занятий по «Основам Православной культуры» в образовательных учреждениях области показывает, что данный курс способствует установлению духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, восстановлению у них «благоразумных стремлений к благодетели».

Итоги работы по духовно- нравственному воспитанию молодёжи в Карачаево-Черкессии подводятся на республиканской конференции «Духовно-нравственное возрождение Отечества» с участием представителей Министерства образования и науки республики, руководителей образовательных учреждений, православного и мусульманского духовенства.

В материалах, представленных республикой Марий Эл, особо отмечается, что в республике, на основе анализа зарубежного и отечественного опыта, пока только определяются научно обоснованные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность школы, государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов, видов, ступеней образования. Сообщение учащимся знаний о религии, отмечается в материалах Министерства образования республики, необходимо для изучения основных гуманитарных дисциплин, удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в углубленном изучении культуры традиционных религий народов Республики. Знакомство с этим материалом способствует улучшению качества учебно-воспитательной деятельности в школе: повышению уровня компетентности школьников в области истории и обществознания, филологии, искусства и других дисциплин, формированию социокультурных ценностей, развитию воспитательных функций школы, возможностей формировать социально ценные качества личности в обучении: гражданственности, патриотизма, нравственной культуры и др.

Начальник управления образования и науки Белгородской области Тимофеев С.Т. подчеркивает, что результатом складывающейся в области системы духовно-нравственного воспитания (в основе которой – уроки по основам православной культуры) должны стать «духовный и культурный подъем населения, повышение уровня его нравственной воспитанности, укрепление института семьи, снижение уровня беспризорности и преступности несовершеннолетних, снижение межэтнических, национальных конфликтов, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия».

 


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:
Преподобный Сергий Радонежский

18 июля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главное чудо Сергия Радонежского — он сам»

...Главное чудо преподобного Сергия — он сам. Человек, который ушёл из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой власти — и светской, и церковной — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви. Сознательно выбравший для подвигов непригодное для нормальной жизни место — он создал вокруг себя огромную...

(См. далее...)

17 июля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

О последнем Государе

...Вопрос вовсе не только в подлинности или сомнительности останков. Вопрос в судьбах мира и той роли, которую играет Россия в этих судьбах. Очевидно, земля шатается под ногами, как пьяный. Очевидно, общество потребления на идейном уровне изжило себя. Прежние смыслы превратились в абсурд...

(См. далее...)

15 июля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Нужно и наше участие в великом апостольском служении…». Проповедь в день памяти апостолов Петра и Павла в Вешняках

...То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живёт в Церкви. Церковное...

(См. далее...)

8 июля 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

Сокровенные слова Ветхого Завета, открывающие тайну человеческой души

...Исследование Писания – это не просто вопрос знаний, богословия, рассуждения, умствования. Это вопрос жизни и смерти. Наша вечная участь, по слову Христа, зависит от нашего проникновения в смысл священных строк...

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Опыт регионов

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций за рамками урока. Система дополнительного образования детей

Работа с кадрами

Организационные аспекты взаимодействия органов управления образованием с централизованными религиозными организациями

Результаты совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций

Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Заключение


Публикация:

Вера и Время

"Изучение истории и культуры религий".

стр. 7

12.06.2009

Архив публикаций:
Святые и святыни:
Собор Радонежских святых

19 июля

Собор Радонежских святых

Празднование совершается 6 (19) июля

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019