Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

27 января 2021

Геннадий Дорофеев:

Сохраните жизнь! Или про то, как братик спас сестричку…

История, невыдуманная, происшедшая на самом деле, которая, думаю, не оставит равнодушным ни глубоко верующего человека, ни искреннего атеиста...

(См. далее...)

10 декабря 2020

Т.И. Петракова:

Очевидное и …неочевидное. Воспитание мальчиков в христианской традиции (по повести И.С. Шмелёва)

Воспитание мальчиков в христианской традиции – по повести И.С. Шмелёва «Лето Господне». Доклад на XXV Крымских международных Шмелёвских чтениях 2020 года...

(См. далее...)

Последние репортажи:

17 января 2022

Традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия» на площадке Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова (+ ВИДЕО)

17 января 2022 года на площадке Колледжа современных технологий в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений прошла традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие...

(См. далее...)

12 января 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 20-21. Январь (+ ВИДЕО)

12 января 2022 года в очно-дистанционном формате состоялась очередная, двадцать третья встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю по Москве»)...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дивногорцева Светлана Юрьевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук
Доцент
Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Публикации этого автора

30 мая 2007

Духовно-нравственное воспитание


 

Духовно-нравственное воспитание в процессе профессиональной подготовки студентов православного вуза


 

Важнейшим вопросом как для психологии, так и для педагогики является вопрос о роли и месте духовности и нравственности в общей структуре личности. По мнению В. С. Леднева, обобщившего значительный психологический и научно-педагогический материал, к числу базовых компонентов личности, составляющих ее деятельностное ядро, относятся шесть сторон культуры человека: нравственная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, трудовая и физическая культура, которые, как личностные образования, составляют единое целое в конкретном индивиде и соотносятся между собой особым образом – пересекаются [1]. Область пересечения – совершенствуемая в течение всей жизни человека модель реальности. В силу своей относительной самостоятельности каждое из этих личностных образований несет особую функциональную нагрузку. Однако духовно-нравственная культура, отражающая феномен направленности личности (отношение человека к себе и к окружающему миру, мировоззрение), является доминантой поведения человека, ключевым звеном механизма принятия им решений.С точки зрения православной психолого-педагогической мысли лишь наличие духовно-нравственной составляющей в человеке позволяет говорить о нем как о личности.

Становление каждого из перечисленных выше базисных компонентов структуры личности должно обеспечиваться всей системой образования. Для раскрытия духовно-нравственных качеств индивида в содержании образования необходимо, на наш взгляд, предусмотреть, во-первых, изучение системообразующего курса нравственного содержания, как это сделано во многих странах мира (Япония, Израиль, Германия и др.), а, во-вторых, наличие так называемой «сквозной составляющей» нравственного характера, включаемой отдельными своими частями во все остальные учебные предметы (с учетом их специфики). Также компонент духовно-нравственного воспитания необходимо включать в факультативные курсы, в профессиональную подготовку, в дополнительное общее образование, в семейное воспитание и в воспитание посредством СМИ.

Исходя из этого, суть педагогического процесса при подготовке будущих учителей в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете состоит в такой его организации, которую, вслед за профессором, протоиереем Василием Зеньковским, назовем «обучающим воспитанием». Это означает, что главным в педагогическом процессе является воспитание будущих учителей, цель которого - помочь студенту в его духовном и нравственном становлении. Воспитание, с данной точки зрения, должно вмещать в себя обучение, а не быть лишь его придатком. Поэтому работе по духовно-нравственному воспитанию студентов на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета придается огромное значение.

Поскольку вуз является конфессиональным (православным) учебным заведением, то значительное и приоритетное место в учебном плане здесь отводится блоку богословских дисциплин, преподаваемых в контексте их духовно-нравственной направленности (Нравственно-педагогические идеи Ветхого и Нового Завета, Нравственное Богословие, Христианская антропология и др.). Содержание дисциплин, составляющих блок профессиональной и предметной подготовки будущих учителей, раскрывается во взаимосвязи с богословскими дисциплинами. Для практики преподавания в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете это означает, что на занятиях психолого-педагогического цикла происходит так называемое «воцерковление» педагогики и психологии, наполнение православным смыслом сложившегося в них научно-категориального аппарата. Здесь нет глубокого противоречия со светской педагогической культурой, поскольку известно, что европейская, равно как и русская культура, при всей сложности своего состава, была и остается культурой христианской: «из христианства она преимущественно выросла, его упованиями и идеалами она питалась, в христианстве обрела она свои духовные силы и от него взяла любовь к свободе, чувство ценности личности», - писал по этому поводу протоиерей Василий Зеньковский [2]. Поэтому как европейской, так и русской культуры нельзя понять вне христианства. Педагогика, являясь частью культуры, также должна быть понята и осмыслена в русле христианства. Это тем более важно сегодня, когда школа, при всех достижениях современной педагогической науки, продолжает использовать в своем учебно-воспитательном процессе не оправдавшие себя педагогические идеи. Так, сегодняшняя школа страдает излишним интеллектуализмом, в то время как ушла в прошлое психология Гербарта; идеалом воспитания «человека вообще», «гармонически развитой личности», в то время как практика показала несостоятельность данной идеи в силу ее идиллического характера. Православная педагогика понимает человека иначе. И главное основание для вывода своих категорий она черпает из идеи иерархического устроения человека, его склонности ко греху, но и одновременного присутствия в нем образа и подобия Божия, а, значит и наличия в нем внутренней свободы. Далее немаловажную роль здесь играет своеобразное понимание психологии детства, а также идея возрождения и преображения человека как конечная цель его образования и всего существования в целом. С опорой на эти идеи в ином мировоззренческом ключе звучит традиционное изложение психолого-педагогических курсов.

Духовно-нравственное воспитание будущих учителей является основным содержанием и внеурочной воспитательной работы со студентами Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Это участие всех студентов в Божественной Литургии, совместные трапезы, паломничества, организация совместного проживания праздников, благотворительная, трудовая деятельность, участие студентов во всех видах творческой художественной деятельности, использование диалога как метода обучения и воспитания.

Хранителями духовности и нравственности испокон века на Руси являлись монастыри, таковы они и сегодня. Поэтому еще одним важнейшим направлением в деле духовно-нравственного воспитания студентов Университета является реализация сотрудничества с монастырями в рамках так называемой монастырской практики. Не случайно она является самой первой практикой студентов. Прежде чем проходить учебную практику, прежде, чем идти к детям на педагогическую практику, будущий православный педагог сам должен пройти ступени духовного возрастания. В этом плане, несомненно, многое дают дни, проведенные в монастыре. Прежде всего, это совместное участие в Богослужениях Великого Поста, где духовный подвиг становится как личным, так и соборным. Литургия обладает в этом контексте совершенной воспитывающей силой. Готовясь к исповеди и причащению, человек старается изгнать из ума и сердца всякую праздность, примириться с ближними и простить их. Поэтому истинная катехизация, без которой невозможно обучение в православном вузе, должна быть литургической катехизацией, а воспитание должно носить не только индивидуальный, но и соборный характер. Процесс дальнейшего воцерковления студентов факультета преображает, таким образом, случайную группу молодых людей в студенческую семью, восходя к церковному началу. Более того, практика работы в вузе показывает, что только при том условии, что студенческая группа, курс стали единой семьей, раскрываются все те духовные возможности, которые скрыты в каждом из студентов.

Но монастырь – это не только совместный духовный труд, это и совместный труд физический. Жизнь в монастыре невозможна без послушаний. Соборно работая, студенты не только приобретают ряд важнейших трудовых умений и навыков, но и учатся послушанию, терпению, трудолюбию, - качествам, без которых невозможно представить истинного педагога. По окончании практики большинство студентов, как правило, отмечают, что она явилась для них одним большим и интересным уроком не только богословия и труда, но и уроком христианских добродетелей. Жизнь в монастыре, совместное участие в богослужениях и Церковных Таинствах, общие труд, учеба и послушания служат для будущих педагогов незаменимой школой воспитания терпения, борьбы со своими недостатками и пороками, покаяния и исправления, перенесения духовных и физических тяжестей, смирения и понимания к окружающим людям, любви к ближним.

 

 

Литература:

 

1. Леднев В. С. Содержание образования. М., 1986.

2. Зеньковский Василий (прот.). Автономия и теономия. В кн: Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. – Саранск, 2003. – (Педагогическая библиотека российского зарубежья. Т. 2). С. 173.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святитель Феофан Затворник

23 января 2022

Святитель Феофан Затворник:

50 советов и изречений

...Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня...

(См. далее...)

23 января 2022

Геннадий Дорофеев:

Выше Выши только небо

...Неправдоподобно прямая лента дороги, сужаясь в нить, упиралась на горизонте в почти чёрную стену грозового неба, на фоне которого от края и до края, не прерываясь ни на дюйм, триумфальной аркой полыхало семицветье радуги. И моя машина, набирая скорость, въезжала прямо под эту арку…

(См. далее...)

19 января 2022

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Что услышим сердцем? Крещение Господне

...Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»...

(См. далее...)

18 января 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Верю, что благодать не будет напрасна…». Слово после Божественной Литургии в навечерие праздника Богоявления

...Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

30.05.2007

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Феодосий Великий

24 января

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (529)

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (Память - 24 января по новому стилю, 11 января по старому стилю)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022