Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

В 2009-2010 учебном году в Германии разрешено преподавать основы православной культуры. Пока в России не утихают споры о необходимости этой дисциплины, в обычных немецких школах уже можно вести этот предмет. Этот прорыв стал результатом работы Берлинской епархии Московского патриархата и лично игумена Даниила (Ирбитса), который отвечает за связи епархии с органами власти и общественностью. Уже три года игумен Даниил входит в комиссию по интеграции при канцлере Германии и одновременно является и.о. наместника первого монастыря Московского патриархата на территории Германии. О строящемся монастыре, об Ангеле Меркель, об уроках православия в немецких школах и о духовной жизни в Германии – обо всем этом корреспондент журнала «Мы в России и Зарубежье» поговорил с отцом Даниилом.

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Даниил (Ирбитс) /Игумен,

28 ноября 2009

Основы Православной культуры | Изучение традиционных религий | Зарубежные новости


 

«Православие в Германии укрепляется»

Интервью Игумена Даниила (Ирбитса) журналу «Мы в России и Зарубежье», опубликованное 17 ноября 2009 года


НЕМЦЫ НАМ ПОКАЗЫВАЮТ ПРИМЕР


- Отец Даниил, в Германии введены уроки православия.


- Да. Теперь, к примеру, в земле Северный Рейн-Вестфалия возможно преподавание Основ Православной Культуры в школах, как факультативный предмет. Это победа всех православных в Германии. Впрочем, пока еще полупобеда. Победа будет тогда, когда этот курс будет введен по всей стране.


- Получается, вы добились того, чего еще пока не удалось осуществить в России…


- Россия – православная страна, которую мы любим и ценим. Ну, а почему так? Немцы нам показывают пример. Вот, казалось бы, абсолютно протестантская страна, Бавария – католическая. Но они разрешают: пожалуйста.

Любой желающий может изучать православие. Понятно, что нереально ввести этот предмет в каждой школе, но хотя бы в 1-2 школах на город – это уже было бы хорошо. Многие наши прихожане хотели бы, чтобы их дети изучали религию, православную культуру. В первый период времени преподавание ОПК будет на немецком языке. Но, возможно, со временем будут преподавать и на русском, греческом, пока же учителя – немцы, которые изучают православие в университете в Мюнстере.


- А немцы, не исповедующие православие, смогут преподавать его?


- Думаю, что немцам, не исповедующим православие, будет сложно преподавать основы нашей религии. Ведь чтобы донести азы нашей веры, надо жить ею, любить и знать нашу культуру. Но у нас много коренных немцев, исповедующих православие и они иногда более православные, чем мы. Посмотрите, как четко они исполняют все предписания. Вот, надо поститься: значит, я буду так поститься – от а до я: «Это, батюшка, не положено, это не по уставу». Они мне напомнили перешедших в православие латышей. Они такие правильные-правильные. Иногда страшно становиться! Ощущаешь сразу свою греховность, общаясь с ними. (улыбается)


- А есть ли какой-то учебник?


- Пока нет. Фактически только Закон Божий и катехизис на немецком языке. Но самого учебника ОПК на немецком языке нет. Для нас главное, что официально власти разрешили. Теперь осталось найти преподавателей и думать над учебным материалом.


ПРИНЯЛ ПОСТРИГ В 15 ЛЕТ


- Отец Даниил, расскажите немного о себе.


- Я пришел в храм, когда мне было 10 лет. Начинал пономарем в Свято-Троицком Храме г.Риги. В 15 лет принял иноческий постриг по благословению архимандрита Иоанна Крестьянкина. Монашеский постриг я принял уже в Германии, когда мне было 20 лет. В Германию мы с родителями переселились в 1995 году по немецкой линии. У меня мама - немка, а папа - латыш. По приезду в Берлин сразу же пришел в Свято-Воскресенский Кафедральный Собор, к владыке Феофану за благословением...


- …Вас не смущало, что Вы приняли постриг уже в 15 лет?


- Нет. Я этого хотел, я жил этой жизнью. Постоянно ездил в Псково-Печерский монастырь, тогда нас окормлял отец Иоанн. В Риге же я окормлялся у отца Кирилла (Бородина). И с благословения отца Иоанна отец Кирилл меня постриг в иночество в тайне от родителей.

Потом мама уже узнала о постриге и дала свое материнское благословение на этот путь. Пришлось идти в вечернюю школу, заканчивать среднее образование. При этом я официально был устроен уборщиком в храме, ведь в вечернюю школу не брали, если ты нигде не работаешь. Потом переехали по немецкой линии сюда, в Берлин. Я пришел к владыке Феофану, получил благословение, был алтарником в Соборе. И уже в 1997 году меня рукоположили в диакона, а в 1998 году – во пресвитеры.


МОНАСТЫРЬ ПОЯВИТСЯ БЛАГОДАРЯ КАНЦЛЕРУ


- В прошлом году решением Синода РПЦ в Берлинской епархии появился собственный монастырь в Германии…


- Да, в 90 километрах от Берлина, в селении Гетшендорф, мы получили поместье за символическую сумму в один евро. Кстати, благодаря нашему канцлеру Ангеле Меркель, потому что в 2 километрах от этого имения находится дом ее отца. Фактически это ее родные места, это ее родина. Поместье состоит из 4-х гектар земли. К нему прилегает братский корпус, который уже практически отреставрирован. Конечно, предстоит еще много работы.

Правда, сейчас больше приходится решать бюрократические вопросы. К примеру, нам выставили большой счет за разрешение на реконструкцию главного здания, так как оно является памятником архитектуры. Мы работали с адвокатами, и, слава Богу, через земельный суд нам снизили сумму выплаты на несколько десятков тысяч евро.

Так что, как видите, сейчас ведется работа больше бумажная, чем строительная. Ведь Вы знаете, что прежде чем что-то строить в Германии ты должен получить разрешение практически на «каждый кирпичик», заключить массу строительных страховок, без которых просто не разрешат что-либо строить или реконструировать. В Германии в этом плане немножко сложнее, чем в России. Вот и приходится ходить по различным инстанциям, получать разрешения. На данный момент у нас уже проведены канализация, водоснабжение, освещение, телефонная сеть, отопление. Конечно, в самом поместье еще очень много работы, но сейчас главное доделать братский корпус, чтобы вселить туда братию, а следующий этап - это строительство Храма на территории монастыря.

Есть у нас два иеромонаха: отец Мартин и отец Гавриил. В настоящее время они живут и служат на приходе в г.Ростоке. Там у нас своеобразное подворье монастыря: частный дом, который мы общими усилиями с прихожанами арендуем. И сейчас туда могут приезжать прихожане, послушники, пожить, помолиться. Но со временем мы, конечно, планируем, чтобы наша братия жила в монастыре.


- Сможете ли вы жить на территории этой усадьбы?


- Конечно, почему нет?! Просто сейчас там негде жить. Здания не готовы, не приспособлены для жилья. Но это дело времени. Вообще, история этой усадьбы очень интересная. Изначально это было родовое поместье. Потом – дача или дом Геринга, он там жил, охотился. Во времена ГДР был санаторий для офицеров армии. После падения Берлинской стены 10 лет дом оставался бесхозным, и вот сейчас там наш православный монастырь.


- Кто был инициатором создания монастыря на этом месте?


- Это идея Норберта Кухинке.


- А кто он такой?


- Норберт Кухинке – известный немецкий журналист. Все люди старшего поколения его хорошо знают, как актера. Он блистательно сыграл роль датского профессора в фильме «Осенний марафон». Сам он немец, католик, но влюблен в православие и во все русское. И именно он пришел в 2005 году с этой идеей к архиепископу Феофану.

Идея, конечно, хорошая, но в Германии ее сложно осуществить финансово. Таких возможностей, как в России, здесь нет: нет таких спонсоров, которые могли бы потянуть этот проект. Но он обещал найти спонсоров, он же и нашел поместье, вел все переговоры.


- Насколько я понимаю, проблема пока в том, что в монастыре еще нет храма…


- Закладка камня была. В прошлом году ее совершил Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл, ныне наш Святейший Владыка.


- А сейчас из-за кризиса работы приостановлены?


- Да. Финансовый кризис немного притормозил строительные работы в монастыре. Когда мы встречались с нашим генеральным спонсором, который вложил уже немалые средства на строительство монастыря, то нам сказали: «Есть два выхода: или зарплату рабочим не платить и вам помочь, либо выплатить зарплату рабочим и пока заморозить строительство». Конечно, зарплата рабочим необходима. Поэтому сейчас ждем, когда закончится кризис.


- А проект храма уже готов?


- Все готово, и строители готовы. Осталось только найти деньги и начать строительство.


СЛУЖЕНИЕ ЗДЕСЬ – ПОДВИГ


- Здесь, в Германии, монахи не живут в монастыре. Не было ли у Вас желания пожить в монастыре?


- Я жил в монастыре. Правда, мало – 3 месяца. В Псково-Печерском монастыре нес послушание на скотном дворе, тогда мне было 14 лет. В 4 утра мы вставали, доили коров. После этого шли к молитве: утреннее правило, литургия. Потом трапеза и опять послушания.

К сожалению, сейчас пока у монахов в Германии нет возможности жить в монастыре. Но когда она будет, то по благословению владыки, многие наши иеромонахи, которые служат на приходах, переселятся в монастырь. Правда, есть некоторые трудности, к примеру, если взять всех наших монашествующих священников и отозвать с приходов, то нам практически некем будет их заменить: приходы останутся пустые. У нас и так нехватка духовенства в Германии, тем более в настоящее время есть потенциал для открытия новых приходов и общин.

Священники на Западе обслуживают по два - три прихода. Из России кого-то вызывать на служение сложно, так как самофинансирование приходов мизерное и семейному человеку будет нелегко. Из местных мало кто идет, потому что служение здесь – своего рода подвиг. Но мы надеемся и верим, что в будущем ситуации изменится к лучшему.


- Но все-таки проповедь среди немцев тоже ведется?


- Ведется, конечно. У нас есть немецкоязычные приходы. К примеру, в Берлине большая немецкая община, которую окормляет отец Михаил Рар. Есть такие же общины и на западе Германии.


- То есть немцы приходят?


- Конечно, очень много.


- С чем это связано?


– Многим нравится православие, наше богослужение. Бывает так, что человек приходит в храм ради любопытства, а потом становится нашим постоянным прихожанином. Много смешанных семей, где муж или жена немцы и они всей семьей приходят к нам.


- Но в сравнении с русскими их процент невысок?


- Пока не высок. Но из года в год этот процент увеличивается.


НЕМЕЦКИЕ ВЛАСТИ ПОМОГАЮТ


- А немецкие власти вам не препятствуют?


- Напротив, помогают. Мне самому приходилось работать в комиссии по интеграции при ведомстве федерального канцлера Германии. И наша задача была помочь русскоговорящему населению Германии интегрироваться в германское общество. Но опять же, мы не должны ассимилироваться, не должны забывать наш русский язык, нашу многовековую культуру, классику. Поэтому по благословению владыки Феофана там, где это возможно, при приходах стали открываться курсы по изучению русского языка и литературы, чтобы наши дети приобщались к богатой и древней культуре, могли не только правильно говорить по-русски, но и знали грамматику языка, умели читать. Ведь многие подростки уже исповедуются на немецком языке: им проще говорить и мыслить по-немецки. Увы, не во всех приходах возможны такие курсы, потому что опять же нужны квалифицированные преподаватели: не каждый священник сможет вести литературу и русский язык. Конечно, просим наших мам.

В Берлине с этим проще. Здесь есть и школы, и курсы, где можно изучить русский язык. Я знаю несколько семей, в которых детей специально водят по средам и по четвергам к учителям, которые частным образом занимаются с детьми русским языком и литературой.

Это для нас очень важно. Нашу молодежь не надо интегрировать в немецкое общество, они уже интегрированы в него за счет общения с ровесниками из детских садов и школ. Главное теперь, чтобы они не ассимилировались. А более взрослому поколению, конечно, тяжеловато. Может быть, даже тяжело выучить немецкий язык. Но опять же есть бесплатные немецкие курсы: и от государства, и при некоторых наших приходах. К примеру, в берлинском приходе преп. Сергия Радонежского есть прихожанка – дипломированный переводчик и раз в неделю она.


- Рост числа мусульман в Германии беспокоит местных жителей. А как наша Церковь взаимодействует с мусульманами Германии?


- У нас со всеми хорошие отношения, мы ни к кому не настроены враждебно. Лично я два раза встречался с представителями мусульман в Берлине.


- В нем участвуют только православные?


- Нет, и католики, и лютеране – все конфессии. Просто у нас есть общие задачи, которые мы должны решать сообща: допустим, борьба с распространением наркотиков среди молодежи, с курением, алкоголизмом.

А что касается общей тенденции, вы понимаете, у мусульман (турков, арабов) по 6-7 детей и все ходят обязательно в мечеть. У нас же большинство ходит в храм на Пасху и на Рождество. Вот придите на Пасху к нам: полный Собор, даже на улице около Собора мало места. Но где они все в обычные воскресные дни? Ведь в Берлине живет более 20 тысяч русскоязычных людей. А большинство приходят на Пасху и спрашивают, как в известном анекдоте: «Почему, как мы ни приходим в храм, поют: «Христос Воскресе!»?»

Конечно, многое и от священников зависит, от пастырской проповеди и любви. Поэтому стараемся, прилагаем всю пастырскую заботу и любовь, чтобы ни один человек, пришедший к нам, не ушел потерянным в этом мире!


МЫ НЕ ПЕРЕМАНИВАЕМ. НЕМЦЫ САМИ ПРИХОДЯТ К НАМ


- Как я понимаю, число католиков и протестантов в Германии уменьшается?


- Сложно сказать... Зачастую это происходит из-за нежелания платить церковный налог. В Германии ежемесячно из заработной платы высчитывают церковный налог и деньги перечисляются Католической или Евангелической Церкви в зависимости от того, к какой из них принадлежит налогоплательщик.. Конечно, обсуждался вопрос, чтобы ввести для православных в Германии такой же налог, но мы отказались. Причем не только Русская Православная Церковь, а вся полнота православия в Германии: и греки, и румыны, и болгары.

Хотя, повторюсь, сложно говорить о причинах снижения числа верующих. Сейчас закрываются в Германии евангелические храмы, потому что нет прихожан. Я думаю, что причина этого еще и в том, что недостаточно активно ведется работа с молодежью. Слава Богу, у нас, в епархии, да и в Русской Православной Церкви в целом ситуация намного лучше.


- А как именно в нашей Церкви в Германии ведется работа с молодежью? Я знаю, проводятся рождественские елки…


- Да, рождественские елки, детские и юношеские лагеря. В каждом приходе, общине у нас есть представитель молодежи, который занимается молодежью. Проводят молодежные встречи, собрания. Изучают Священное писание.


- А среди немцев ведется ли такая работа? Проводятся ли собрания?


- Конечно. Вот, к примеру, отец Михаил Рар. Он не только служит на немецком языке, но и беседует, отвечает на вопросы прихожан, изучает с ними Священное писание. Так же отец Венедикт Шнайдер в Геттингене работает с немцами.

При этом мы не переманиваем. Люди сами приходят к нам, и это радует. Вы знаете, у меня был разговор с одним немецким чиновником. Он мне сказал: «Вот вы, православные, наверное, миссионерство разводите?» А я ему ответил: «Нет. А что вас миссионерствовать, если вы сами христиане?» То есть я дал понять, что мы никого не привлекаем насильно. А если немцы переходят в православие, то делают это осознанно.

Сначала приходят просто посмотреть, помолиться. А потом уже приходят осознанно. А есть некоторые немцы, которые переезжают в Россию и живут в монастырях.


- ???


- Да, много случаев. «Чистые», рожденные здесь немцы переезжают жить в Россию. Настолько она им близка и настолько они любят православие!


- А наши монахи в Германии – из числа таких немцев?


- Это этнические немцы, переселенцы. Нам пишут много людей из России, хотят приехать в монастырь, и потрудиться, и помолиться. Но пока нет возможности для жилья. Опять же новый вопрос, который нам предстоит решать с новым министром иностранных дел – вопрос виз для монахов. Визы нужны тем, кто хочет жить и остаться в монастыре.


ЗДЕСЬ ВСЕ БОЛЕЕ СПЛОЧЕННЫЕ, КАК ОДНА СЕМЬЯ


- С чем связана такая приятная атмосфера, которая царит в приходах в Германии? Большинство прихожан знают друг друга, общаются, собираются вместе, а в России чаще всего люди разобщены.


- В России все говорят по-русски. Здесь же для наших прихожан прийти в храм – это, в первую очередь, помолиться, а во вторую очередь, это общение, которого здесь порою не хватает. Общение на родном, на русском языке, на котором ты мыслишь, которым ты живешь. Конечно, здесь все более сплоченные, как одна семья. Но это везде на Западе, не только в Германии.

Людям, которые только приезжают в чужую страну, очень тяжело. У них нет общения. Многие приходят в храм в поисках общения. Опять же и мы помогаем, священники, прихожане, - пойти в социальное ведомство, какие-то бумаги заполнить. Это тоже часть нашей миссии.


- Жизнь монахов в России мы примерно представляем. А что такое жизнь монаха в Берлине?


- То же самое, что и жизнь монаха в Москве. Молитвенное правило утром, вечером. Днем послушания церковные: и работа в епархии, и работа в правительстве. Ничего сногсшибательно нового нет. Единственное только – мы здесь ходим в светских одеждах.


- Почему?


- Просто при нынешнем темпе нашей жизни это очень удобно. Понятно, что на какие-то официальные встречи ты ходишь в подряснике, с крестом. А в магазин, к примеру, зачем ходить в подряснике?


ПОЛИТИКА ВОИНСТВУЮЩЕГО СЕКУЛЯРИЗМА


- Несколько лет назад я спросил у протестантской «пасторши» о духовной жизни в Германии, и тогда она затруднилась с ответом. Как вы считаете, есть ли сегодня в этой стране потребность в духовной жизни? Или место религии займет «культура» эротических музеев?


- Вы знаете, смотря на наших прихожан, я вижу, что есть потребность в духовной жизни. Смотря на наших русскоязычных людей здесь, в Германии, могу с полной ответственностью сказать: да, есть. Люди просят духовную литературу, какие-то молитвы, дают записки, чтобы заказывали в Лавре, к примеру. Понятно, что в какой-то степени они еще мало получают. Вот построится монастырь, надеемся, с этим будет обретена своеобразная полнота.


- С русскими понятно. А в каком состоянии находится духовная жизнь немцев?


- К сожалению, политика воинствующего секуляризма тоже своего рода религия, которая не терпит другой религии. Конечно, все это на молодежь давит. Все эти дискотеки… Мы должны нести людям, молодежи слово Христа - и православные, и католики, и евангелики – все христиане, привлекать их к Церкви. Тогда что-то изменится. Понятно, что светскость поглотила молодежь. У большинства немецкой молодежи, к сожалению, нет интереса к Церкви. Им интереснее сходить на дискотеку или провести время в баре. Это сейчас не только в Германии, это по всей Европе. Возьмите Францию, где правительство запретило носить крестики, хиджаб. Это все воинствующий секуляризм.

Все зависит от нас – и не только от священников, а от всех христиан. Мы сами должны своим примером, своей любовью показывать Истину. Не напористостью: «Вот, пойдем в Церковь» - силой. Конечно, человек пока маленький, он будет ходить. Потом он не пойдет. А когда с любовью показываешь это на своем примере, тогда все будет иначе.

Я знаю много примеров, когда бабушки в детстве водили девочек в храм, а потом девочка выросла и сказала: «Не хочу. Да, я верю в Бога, я приду свечку поставлю, помолюсь, но в храм не хочу».

Либо (здесь, слава Богу, этого нет – в России есть) – бабушки. Когда человек первый раз приходит в храм и спрашивает, куда поставить свечку и когда слышит шквал негативных эмоций от бабушки… Если это женщина, то она слышит: «Как ты пришла с накрашенными губами, в какой ты юбке, что у тебя за каблуки?! Да ты еще и не знаешь, куда ставить свечку?»

Таких случаев много. Поэтому люди порой боятся идти в храм. Причем проблема в нас самих. Мы должны сами измениться и идти навстречу людям с любовью, добротой и теплотой. Тогда люди услышат и увидят Христа и пойдут за Ним.


Беседовал Василий Рулинский



Источник:      «Мы в России и Зарубежье»

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

«Мы в России и Зарубежье»

28.11.2009

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024