Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Иллюстрация к повести  И.С. Шмелёва «Лето Господне»

3 октября 2023

Татьяна Петракова:

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания (Сергий Преподобный...

(См. далее...)

24 июня 2023

Татьяна Петракова :

Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

...Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной жизни, к которой стремится...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Климент (Капалин) /Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

2 августа 2007

Духовно-нравственное воспитание


 

Доклад на заседании Правительства РФ, посвященном работе Министерства культуры и массовых коммуникаций


2 августа состоялось заседание Правительства РФ по вопросу «О результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2008 — 2010 гг.», в котором принял участие Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.

 

 

Хочу поблагодарить Правительство РФ за возможность выступить на данном заседании.

Говоря о культуре, как духовном наследии следует иметь в виду, что к ней нельзя относиться как к атавизмам прошлого, надо понимать, что это фундамент, на котором покоится настоящее и созидается будущее России.

Думается, очевидным является факт, что формирование культуры России на протяжении многих столетий проходило в контексте доминирующего влияния религиозного фактора на жизнь нашего народа и Отечества. Положительное значение данного явления на жизнь всего государства и общества еще не до конца оценено и грядущим поколениям историков и исследователей культуры еще предстоит немало работы в данной области.

Тем не менее, как для людей церковных, так и светских значительный вклад Русской Православной Церкви в дело утверждения российской государственности, формирование нравственных идеалов общества, создания памятников истории и культуры поистине всемирного значения видится неоспоримым.

Поэтому не имеет смысла противопоставлять духовную и светскую культуру. Их взаимосвязь проявляется в частности в том, что многие нематериальные памятники имеют и духовное значение, более того исторически именно духовная среда послужила источником культуры светской. Для примера можно сказать, что многие наши композиторы писали как светские, так и церковные произведения, а их творческий путь часто начинался с пения в церковном хоре. Многое художники в равной мере уделяли внимание как светскому, так и церковному творчеству.

В советскую эпоху официальная идеология намеренно искажала роль Церкви в истории. Религию часто противопоставляли всем иным проявлениям жизни человека, будь то культура, наука, образование и потому считали подлежащей уничтожению. В то время погибло много замечательных памятников, а некоторые были проданы и вывезены за рубеж.

В настоящее время положение изменилось. Сложились хорошие отношения Церкви и Министерства культуры и массовых коммуникаций.

Одной из основных сфер сотрудничества является сохранение сохранивших памятников истории и культуры религиозного назначения. Сейчас еще много из возвращаемых Церкви храмов, предметов церковного искусства находятся в тяжелом состоянии, их необходимо реставрировать, сохранять. Это требует от исполнителей работ профессионального мастерства и научных знаний. В Советское время Церковь искусственно изолировали от научной работы в этом направлении, и традиция профессиональной реставрации в Церкви в то время сохранялась только в нескольких местах. Сейчас храмы возвращаются повсеместно, и это дает обширную область сотрудничества.

Вместе с тем следует сказать, что ко многим вещам, относящимся к сфере культурного наследия, нельзя подходить исключительно с позиции формы, материала и времени создания, не учитывая их духовного предназначения.

Несомненно, одной из важнейших задач сегодня является сохранение объектов культуры и исторического наследия не только крупных центров, но и малых городов, особенно Центральной России и Русского Севера. С этим напрямую соотносится вопрос поддержки и культуры села. Без должного внимания к этим проблемам немыслимо говорить о духовном развитии нашего общества, поскольку именно провинциальные малые города и поселения создают ту атмосферу в которой возможно создание и существование национальных самобытных форм культуры.

В последнее десятилетие прошлого века началось постепенное возвращение Церкви имущества, изъятого у нее в эпоху господства идеологии атеизма. Этот процесс пока далек от завершения. Многие церковные предметы, имеющие не только культурное, но и духовное, а зачастую прямое — богослужебное предназначение: например антиминсы, мощевики с мощами и другие святыни, — сегодня находятся в музеях. Думается излишне говорить, что с позиций православного сознания данное положение является неприемлемым, поэтому надо искать пути для преодоления сложившейся ситуации и возвращения данных памятников культуры на подобающее им место. При этом можно воспользоваться опытом дореволюционной России, где существовали «древнехранилища» — церковные музеи, где собирались предметы старины, имеющие духовную ценность, и они находились в ведении Церкви. Желающие будут иметь возможность для научного и познавательного знакомства, но делаться это будет в соответствии с церковными нормами.

Кроме того, имеются храмовые и монастырские здания, которые до сих пор используются не по назначению, а Церковь просит их вернуть. Думается, что данное положение вещей не является нормальным.

Очевидно, что все духовное богатство, сформированное многими поколениями православных христиан, и имеющее не только религиозную, но и общекультурную, а зачастую и общенациональную или даже общечеловеческую ценность не может быть предметом заботы и попечения только Православной Церкви, но требует участия (финансового, административного, информационного и т.д.) общественных объединений и самое главное — Российского государства.

Впрочем, следует сказать, что это касается не только Русской Православной Церкви, но также должно быть отнесено и к другим традиционным конфессиям России, в соответствии с тем вкладом, который они сделали в сокровищницу культурно-исторического наследия нашего Отечества.

Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в сфере безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций храмов и иных объектов религиозное назначение. Министерство Культуры оказывает в этом большую помощь, но необходим специальный федеральный закон, четко определяющий основания и порядок такой передачи. Министерством экономического развития и торговли уже два года разрабатывается концепция соответствующего законопроекта. Мы надеемся, что в ближайшее время этот закон будет принят.

На сегодняшний день бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает выделение бюджетных средств на реставрацию и восстановление лишь тех памятников истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций, но не могут быть использованы, если тот или иной объект находится в собственности Церкви. Такое положение дел не может считаться удовлетворительным. Ведь и в случае изменения формы собственности памятники религиозного назначения сохраняют свою историческую и культурную ценность, поэтому государство должно участвовать в их восстановлении.

Кроме того, хотелось бы отметить, что некоторые подзаконные акты вступают в противоречие с Федеральными законами. Так охранные договора, разработанные несколько десятилетий назад, и до сих пор оформляемые комитетами по культурному наследию регионов, вменяют реставрацию памятников истории и культуры только в обязанность религиозным организациям, что противоречит Федеральному Закону об охране культурного наследия, согласно которому государство не снимает с себя обязанностей по их сохранению.

К сфере проблем, сопряженных с несовершенством правовой базы относится и вопрос сохранения монастырских комплексов с прилегающей территорией или историческими окрестностями. В этой связи мы в полной мере поддерживаем инициативу Министерства культуры и массовых коммуникаций включить в федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов России» новую категорию памятников, которая регулировала бы сохранение не только зданий, религиозных комплексов, но и целостной территории, занимаемой ими, а также характерного многовекового жизненного уклада, определяемого духовно-религиозными ценностям.

Среди памятников истории и культуры немало культурно-исторических и природных комплексов, которые являются великими духовными святынями. К их числу относятся комплексы православных монастырей, например: Троице-Сергиева лавра, монастыри: Донской, Валаамский, Оптина пустынь, Саввино-Сторожевский, Соловецкий, Пафнутиев-Боровский и т.д.

К сожалению, действующее законодательство не определяет особенности правового статуса таких духовных святынь, и одновременно историко-культурных мест. К примеру, в Оптиной пустыни ценность имеет не только комплекс зданий, но и прилегающий сосновый бор, устроенный рядом с монастырем каскад прудов, а так же святые источники. Другой пример: Валаамский и Соловецкий монастыри, расположенные на одноименных архипелагах, которые и создают уникальность этих духовно-исторических мест. И мы должны помнить, что именно с основания там монастырей они приобрели известность.

В связи с этим хотелось бы уделить особое внимание правовому статусу Соловецкого архипелага. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительство России положительно решило вопрос о передачи Русской Православной Церкви всех объектов религиозного значения, расположенного на территории Соловецких островов. Соответственно, Министерством Культуры определен перечень подлежащих передачи зданий и строений, который включает в себя около трехсот объектов. Кроме того, в октябре 2006 г. Коллегия Министерства Культуры приняла решение о создании специальной межведомственной комиссии, для определения охранного статуса Соловков. Несмотря на это, в последнее время на Соловках участились случаи приватизации частными лицами и туристическими фирмами земельных участков. Хотелось бы отметить, что Соловки это великая духовная святыня нашего Отечества, Соловецкая земля освящена не только молитвами иноков, но и в ХХ в. полита кровью тысяч невинных жертв. В связи с этим полагаю необходимым наложить мораторий на отчуждение земельных участков Соловецкого архипелага в собственность частных лиц и организаций.

Вместе с тем, хотелось бы указать на то важное обстоятельство, что всякие памятники культуры, — имеют они материальный или нематериальный, духовный характер, к каковым можно отнести национальные традиции, народные обычаи, богослужебные чины и последования, — требуют заботы по сохранению и приумножению того богатства, которое досталось нам в наследие от наших отцов и дедов.

В данной связи хотелось бы обратить внимание на проблему охраны нематериального культурного наследия, а именно: православной культуры. Данная задача подразумевает воспитание в обществе и, особенно у молодой его части, пиетета и любви к духовным традициям, что ставит вопрос относительно включения в сетку изучаемых в средней школе дисциплин культурологического предмета соответствующей направленности. Сегодня во многих регионах имеется положительный опыт в данной сфере, и мы надеемся на понимание государственной властью актуальности данного вопроса.

Несколько слов скажу о необходимости поддержки форм культуры, не являющихся собственно церковными, но, тем не менее, имеющих значение для формирования общего культурного фона общества. Туриста, приезжающего в Грецию всюду сопровождает национальная музыка, он окружен символическим рядом изображений, апеллирующих к историческим и культурным событиям прошлого. Это свидетельствует среди прочего об успехах в популяризации культурного наследия пусть даже в бытовых его формах. В противоположность этому можно сказать, что и в самой нашей столице, нас окружают мелодии заимствованные из иных культур, зачастую не лучшего образца.

Особенно отмечу и положительный опыт взаимодействия, который мы имеем с Министерством культуры и массовых коммуникаций в проведении совместных мероприятий в «День славянской письменности и культуры». Считаем, что данное направление требуют дальнейшего развития и расширение. К примеру могут проводиться совместные программы и в День народного единства.

Кроме того, одним из фактов нашей социальной реальности является, без преувеличения, огромное влияние на сознание наших современников средств массовой информации, в первую очередь: телевидения, радио и информационных Интернет-ресурсов. Это ставит нас перед необходимостью использовать данные средства для приобщения наших сограждан, и особенно их молодой части, в том числе и детей, к тому богатому достоянию, которое мы призваны сохранить и передать будущим поколениям.

В связи с предстоящим переходом к цифровым технологиям вещания, считаем важным закрепление на государственном уровне пакета общедоступных телеканалов, включающего в себя детские, образовательные, культурные и иные социально значимые телерадиопрограммы.

В наши дни нельзя не замечать и того губительного воздействия на подрастающее поколение, которое оказывает политика отдельных современных СМИ, пренебрегая нравственными критериями в своих программах. Мы поддерживаем инициативу Министерства культуры по разработке законопроекта, направленного на ограничение распространения эротики и порнографии, а также пропаганду насилия, рекламу алкоголя, в т.ч. и пива.

Мы надеемся, что принятие и реализация законов, направленных на сохранение нравственности, обеспечит защиту достоинства личности, тех нравственных традиций, на которых испокон веков базировалось российское государство, станет формой защиты наших национальных святынь и духовных ценностей, создаст условия для воспитания полноценного нового поколения россиян.

Говоря о взаимодействии Церкви и Министерства культуры и массовых коммуникаций и его учреждений, следует отметить, что оно имеет достаточно высокий уровень и хорошие перспективы. Мы поддерживаем у будем участвовать в реализации этих планов. Убежден, что сотрудничество Русской Православной Церкви и государственных институтов в области сохранения культурного наследия нашего Отечества является делом не просто важным, но жизненно необходимым.

 

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/276274.html


Источник:      Заседание Правительства РФ, посвященное работе Министерства культуры и массовых коммуникаций

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Заседание Правительства РФ, посвященное работе Министерства культуры и массовых коммуникаций

2.08.2007

Также у этого автора:

17 июня 2018

Умножай своё время

...Сосредоточенность святых на главном в жизни – соединении с Господом - доходит до такой степени, что они не отвлекаются даже на земную красоту, Богом же созданную. Ничто их в этой жизни не... (Далее)

13 мая 2018

За что мы страдаем?

...В этой жизни Господь готовит человека к переходу в вечность. И зная, что Бог есть Любовь, мы понимаем, что Господь и воров, и нечестивцев хочет увидеть покаявшимися рядом с Собой в вечности... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024