Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

В докладе епископа Зарайского Меркурия на первом Съезде учителей православной культуры Смоленской области, прозвучавшем 24 апреля 2010 года, затрагиваются проблемы изучения основ православной культуры и духовно-нравственного воспитания на современном этапе, вопросы, касающиеся проведения эксперимента по преподванию основ религиозных культур и светской этики в 19 экспериментальных регионах

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

24 апреля 2010

Московский Патриархат | Основы Православной культуры


 

«Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма». Выступление на I Съезде учителей православной культуры Смоленщины

Доклад епископа Зарайского Меркурия, Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на первом Съезде учителей православной культуры Смоленской области 24 апреля 2010 г.


Ваше Преосвященство, Ваше Превосходительство! Честные отцы, дорогие братья и сестры – участники первого смоленского форума учителей православной культуры!


Епископ Зарайский Меркурий
Хочу, прежде всего, поздравить вас с этим знаменательным событием – православным педагогическим собором на древней Смоленской земле, жители которой на протяжении многих веков героически сражались за то, чтобы эта прекрасная малая родина и все наше Отечество не утратили свой дивный православный лик.

И сегодня востребован боевой дух смолян, только уже на другом поле битвы – педагогическом – за наши национальные ценности и православную культуру. И от исхода этой битвы и стойкости ее участников напрямую зависит будущее России и ее народа.

Хотя Смоленская область и не вошла в число девятнадцати регионов, где уже начался эксперимент по преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственного содержания курса «Основы религиозных культур и светской этики», православная культура давно и успешно преподается во многих общеобразовательных школах Смоленщины, ее изучают более десяти тысяч школьников. Педагогами и учеными-историками при участии Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским, разработано прекрасное учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской».

Сегодня важно, чтобы с отменой регионального компонента образования опыт преподавания православной культуры не угасал, а углублялся и расширялся. Могу с уверенностью сказать, что скоро он будет востребован в большем объеме – при введении на федеральном уровне курса «Основы религиозных культур и светской этики», одним из 6 предметов которого являются «Основы православной культуры». Мы надеемся, что эксперимент по внедрению этого курса принесет благие плоды и станет началом повсеместного распространения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах России с 2012 года.

По мнению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Нам еще предстоит выработать национальную модель религиозного образования, приемлемую для всех граждан нашей великой страны, и сделать это можно только соборно – путем усилий многих и многих тружеников на ниве духовно-нравственного просвещения и образования, обобщая и уже наработанный опыт, и результаты эксперимента.

В подготовительный период к нему Русская Православная Церковь пыталась сделать все возможное, чтобы преподавание Основ православной культуры в 19 регионах было успешным, и изучение своей духовно-нравственной традиции стало реальным для всех российских школьников.

По нашему настоянию новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вошла в образовательный Стандарт для начальной школы в качестве части учебного плана. Отделом религиозного образования и катехизации были также подготовлены предложения о включении в новый образовательный Стандарт варианта Учебного плана по выбору школы, предусматривающего преподавание учебных предметов по религиозным культурам не менее 1 часа в неделю по всем годам обучения. Эти предложения были официально направлены Заместителю Министра образования и науки РФ, Председателю Совета Министерства по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине в августе 2009 года. Мы надеемся, что образовательные Стандарты нового поколения будут отражать реальную потребность общества в духовно-нравственном воспитании детей, которые будут иметь возможность полноценно изучать религиозную культуру в каждой российской школе.

Однако не все выбранные регионы оказались в полной мере готовы к проведению эксперимента, во многих из них он идет методом проб и ошибок. Не все родители школьников оказались готовы к выбору предметов курса из-за вопиющей безграмотности в области религиозной культуры и этики. Некоторые из них выбирали предмет «светская этика», поскольку понимали под этим преподавание этикета. Другая причина неготовности к выбору – недостаточно полное информирование родителей. В некоторых местах, чтобы минимизировать расходы на преподавание предметов курса и не «осложнять» себе жизнь дополнительными заботами о воспитании школьников, работой с родителями и сотрудничеством с конфессиями, результаты опроса работниками органов управления образованием и директорами школ подтасовывались в пользу «светской этики».

Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл, совсем недавно, во время своего визита в Екатеринбург, особо высказался по этому поводу: «Родители четвероклассников выбирают для своих детей предмет «светская этика» вместо основ православной, мусульманской или иудейской культуры под давлением директоров школ, на которых, в свою очередь, давят местные власти». При этом он отметил, что сам был инициатором включения в курс «Основы религиозных культур и светской этики» предмета «светская этика», чтобы неверующие учащиеся и их родители также имели возможность выбора, так как, по его мнению, именно такой курс позволяет «при всем многообразии мировоззренческих подходов выбрать дисциплину, которая, несмотря на различия во взглядах, в том числе на то, есть Бог или нет, пытается сформировать одну систему ценностей». Однако, как сказал Святейший Владыка: «Не должно быть насилия над убеждениями людей».

В стране, где на протяжении многих лет господствовал государственный атеизм, а религию называли «опиумом для народа» и «мракобесием», люди по инерции все еще боятся религиозной культуры, и надо поскорее помочь им преодолеть этот барьер. Некоторые СМИ, вместо того, чтобы донести до людей суть вопроса, продолжают необоснованно пугать население старательно культивируемым призраком клерикализации светской школы. Сегодня воинствующий атеизм часто прикрывается терминами «гуманистическое мировоззрение», «мировоззренческая нейтральность» и т.п., и надо признать, что в настоящее время это – главное препятствие для части представителей образовательного сообщества и чиновников, не готовых признать право наших сограждан давать своим детям образование, соответствующее их культурным и религиозным традициям.

Поэтому очень важно, чтобы епархии, в которых эксперимент не проводится, в том числе и Смоленская и Вяземская, заранее учли эту сторону вопроса и вместе со СМИ постарались как можно более полно проинформировать родительскую общественность о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и входящих в него предметах, чтобы в будущем родители могли совершить осмысленный и ответственный выбор. Конечно, на Смоленщине, где преподавание православной культуры уже ведется, это сделать легче, но все же успокаиваться нельзя, ведь даже в Калининградской епархии число родителей, выбравших для своих детей предмет «Православная культура», не превысило 40 %. И очень важно, чтобы вся подготовительная работа по внедрению этого курса в отечественное образование проводилась педагогической общественностью и Церковью совместно.

Нам придется еще много потрудиться, преодолевая укоренившиеся заблуждения, разъясняя людям, что в XXI веке Церковь, другие традиционные религиозные общины составляют полноправную часть современного российского общества.

Коротко коснусь основных задач, которые нам пришлось решать в процессе подготовки преподавания Православной культуры в рамках эксперимента.

Главной задачей, которая потребовала объединения усилий церковной научной и педагогической общественности, стала подготовка пособий по Основам православной культуры в рамках нового курса «Основы религиозных культур и светской и этики». Учебник, который приготовил коллектив во главе с протодиаконом Андреем Кураевым, богословски грамотный, интересный и живой, он заслуженно получил высокую оценку педагогов. К этому учебнику специалистами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российской академии образования было подготовлено и пособие для учителей. Это позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу Основ православной культуры. Думается, что уже сейчас эти разработки смогли бы стать хорошим подспорьем и для смоленских педагогов на уроках по православной культуре.

Отделом религиозного образования и катехизации в экспериментальные регионы были направлены методические разработки, электронные конспекты пособий, видео- и аудиоматериалы. В подготовке этих материалов большую помощь нам оказала представитель Смоленской и Вяземской епархии, помощник Преосвященного Владыки Феофилакта, профессор Государственного университета Татьяна Петровна Довгий, и я еще раз хочу поблагодарить ее за вклад в общее дело внедрения предмета «Основы православной культуры» в отечественную систему образования. Наше сотрудничество – хороший пример для епархий, в которых давно и успешно ведется преподавание этого предмета, чей опыт может быть интересен и полезен для других.

Что касается подготовки педагогов для регионов, участвующих в эксперименте, то это крайне важная составляющая успеха преподавания православной культуры. Министерство образования и науки задействовало для этого свою систему повышения квалификации и переподготовки педагогов. Предстояло срочно обучить 15 тысяч учителей. Однако у нас имеются существенные претензии к руководству Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по поводу процедуры и содержания работы с педагогами-тьюторами, которые затем продолжили и будут в течение ближайших двух лет продолжать подготовку учителей в регионах. Фактически, конфессии, в том числе Русская Православная Церковь, не были приглашены для участия в этой работе, и это не случайность, а установка руководства Академии, которое стремилось «отстраниться от конфессий», и подготовить педагогов, которые могли бы преподавать все предметы курса вне зависимости от конфессий – с единой «светской», иначе говоря, атеистической мировоззренческой позиции. Вот почему книга «Основы православной культуры», подготовленная Академией для учреждений системы повышения квалификации, Отделом религиозного образования и катехизации не была рекомендована для педагогов. Нам еще предстоит вести переговоры с руководством этой Академии о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы нашего участия в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего участие Церкви в этом деле, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно и других конфессиональных предметов.

Поэтому, крайне важно, что в договоре о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией, который был заключен еще в 2002 году, была предусмотрена организация подготовки и повышения квалификации кадров педагогов по православной культуре на базе Смоленского областного института усовершенствования учителей и Смоленского педагогического колледжа, при котором была открыта специализация «Учитель православной культуры». Эта работа все прошедшие годы успешно проводилась при участии священнослужителей епархии, преподавателей Духовного училища и Духовной семинарии. Теперь необходимо, чтобы сложившаяся в предшествующие годы городская система подготовки педагогов по православной культуре была сохранена и усовершенствована с учетом новых требований и условий.

Другой немаловажный момент, это создание городского методического объединения педагогов по православной культуре. К созданию методических объединений преподавателей православной культуры на региональном, муниципальном и районном уровнях призывает нас и Его Святейшество, Святейший Владыка Кирилл. И здесь может пригодиться плодотворный опыт преподавания православной культуры, накопленный педагогами в православных гимназиях и лицеях.

В этих учебных заведениях Основы православной культуры обычно преподают педагоги, имеющие богословское образование. Опыт преподавания, имеющийся в православных гимназиях достоин того, чтобы его передать общеобразовательным школам. Об этом можно судить по тому, что учащиеся православных гимназий всегда занимают призовые места на общероссийской олимпиаде по православной культуре. В прошедшей в этом учебном году олимпиаде участвовало 45 тысяч учащихся из 1500 школ России, среди которых было и 80 православных школ.

Именно в этих учебных заведениях преподавание Основ православной культуры зиждется на целостном православном мировоззрении учителя, на формирование которого порою уходят долгие годы постепенного воцерковления, работы над своим внутренним миром и систематизации жизненного опыта и приобретенных знаний. Это крайне важно, поскольку педагог с атеистическим мировоззрением, даже имея прекрасные учебные пособия, может создать такую атмосферу в классе, что серьезный разговор о Боге станет невозможен. Учитель должен понять, что ему предстоит говорить о высоком, о горнем, о том, пред чем должно быть высочайшее благоговение. Однако должно быть уважительное и предельно корректное отношение и к другим религиозным культурам, входящим в общий курс. Об этом подробнейшим образом говорится в Методических материалах для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации, подготовленных Министерством образования и науки РФ, в отработке которых принял участие Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации.

В этих материалах также ведется речь о том, что «следует согласовать участие представителей религиозных организаций в подготовке учителей религиозной культуры и получении ими рекомендации для преподавания соответствующего предмета (модуля). Рекомендуется составить реестр (список) учителей по религиозным культурам православия, ислама, буддизма, иудаизма в регионе, согласованный с соответствующими религиозными организациями». Это очень важное решение, и надеемся, что оно будет в ближайшем времени доведено до регионов, где проводится эксперимент.

Синодальным Отделом образования и катехизации при участии Министерства образования и науки РФ в ближайшее время планируется создание Общероссийского учебно-методического объединения по Основам православной культуры. Нужно чтобы учителя, преподающие этот предмет, использовали весь богатый опыт Церкви в области духовно-нравственного воспитания. Необходимо, чтобы как можно больше школьных педагогов, сознающих себя православными христианами и желающих преподавать православную культуру детям, сами как можно больше узнали о тех сокровищах, которые в ней заключены, и получили качественные и систематические знания. Поэтому в данном методическом объединении ведущую роль предполагается отвести православным специалистам в области духовно-нравственного образования. Это должно быть объединение профессионалов и единомышленников, заинтересованных в возрождении православных традиций в отечественном образовании.

Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма, простого желания здесь недостаточно. Поэтому одна из главных задач нашей общей работы – заложить прочные основы сотрудничества Синодального Отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки РФ, а на уровне регионов наладить плодотворную работу епархиальных отделов образования с региональными органами управления образованием. В Смоленской и Вяземской епархии накоплен хороший опыт сотрудничества, но с учетом новых задач, стоящих перед отечественным образованием, он должен обязательно усовершенствоваться и развиваться.

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, как органу, координирующему образовательную работу епархий, предстоит систематизация и последующая актуализация в масштабах всей нашей Церкви положительного опыта преподавания основ православной культуры, накопленного в регионах.

В целях развития и совершенствования практики преподавания предметов духовно-нравственного содержания, в том числе и православной культуры, при Отделе религиозного образования и катехизации создан Научно-методический экспертный совет. Его задачей является проведение экспертизы содержания учебных и методических изданий, других образовательных материалов. В свете этого в учебных учреждениях всех типов по предметам, содержание которых в той или иной степени связано с Православием, должны использоваться только учебные пособия, прошедшие экспертизу и получившие гриф Отдела религиозного образования и катехизации. И мы просим Вас, Ваше Преосвященство, досточтимый Владыка Феофилакт, благословить передачу в Экспертный совет при Синодальном Отделе образования учебных пособий, разработанных во вверенной Вам епархии, по которым ведется преподавание дисциплин духовно-нравственного содержания, на предмет прохождения ими экспертизы и присвоения им грифа Отдела.

Другой насущной задачей, стоящей перед нами, является церковное лицензирование всех православных школ и гимназий, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, для составления полного Реестра православных образовательных организаций. Это касается и гимназий Смоленской и Вяземской епархии. Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в настоящее время разрабатывается обязательный минимум содержания программ по православному образованию для всех ступеней общеобразовательной школы, который станет обязательным для всех православных школ.

Святейший Владыка Кирилл придает большее значение развитию православной образовательной системы от детского сада до вуза. Он высказался за увеличение числа православных учебных общеобразовательных учреждений в стране. Ведь именно в них осуществляется системное духовно-нравственное воспитание детей. Отрадно, что педагоги смоленских православных гимназий активно передают свой опыт другим педагогам города. Чтобы эта работа шла плодотворнее, в ближайшее время мы будем на сайте Синодального Отдела помещать работы педагогов-победителей конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», который ежегодно проводится Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Наш отечественный опыт свидетельствует о положительном влиянии традиционных духовно-нравственных, религиозных ценностей на подрастающее поколение. Российская школа может и должна воспитывать нравственную и ответственную личность, укорененную в исторических и культурных традициях своей семьи, Церкви, государства. Эту задачу мы планируем с 2012 года решать через систему непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза в масштабах всей страны. Преподавание православной культуры как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе – центральный элемент этой системы. Поэтому мы надеемся, что право на добровольное религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе будет гарантировано новым федеральным законом об образовании.

В заключение хочу пожелать всем участникам Смоленского педагогического форума плодотворной работы. Благословение Божие да пребудет со всеми вами!



Источник:      ОРОиК

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

ОРОиК

24.04.2010

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024