Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

…Я остался дожидаться за рулём, по-прежнему испытывая лёгкое томление: меня не оставляло чувство незавершённости; будто что-то ещё нужно было сделать, или что-то ещё должно было произойти…

Публикации по теме:
Икона Божией Матери Феодоровская

28 марта 2017

Протоиерей Александр Шаргунов:

Царская икона

...Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века. Может быть, Господь через Феодоровскую икону...

(См. далее...)

17 марта 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

Святость может реализовываться на любых должностях... Слово в день памяти святого благоверного князя. Даниила Московского в Даниловом монастыре

...Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал всё для того, чтобы примириться...

(См. далее...)

Последние репортажи:

25 марта 2017

Фестиваль методических идей «Город возможностей» с участием столичной Ассоциации учителей православной культуры

25 марта 2017 года на площадке Московского института открытого образования состоялся традиционный ежегодный Фестиваль методических идей «Учимся и учим в образовательной среде города», организованный Единой независимой ассоциацией педагогов...

(См. далее...)

23 марта 2017

Цикл бесед по изучению Евангелия для московских педагогов: мартовское занятие

23 марта 2017 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы состоялось очередное занятие цикла бесед по изучению Евангелия для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, «Наследие»).

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дорофеев Геннадий Кузьмич /Автор и редактор интернет-порталов «Вера и Время», «1612 год»

Дорофеев Геннадий Кузьмич

Автор и редактор интернет-порталов «Вера и Время», «1612 год»

Публикации этого автора

5 марта 2016

Святыни и святые


 

Благословите путника

Однажды в разговоре с добрым знакомым я рассказал о необычном случае, происшедшем со мной. Он терпеливо выслушал меня, а потом сказал с понимающей улыбкой, что я, наверное, если и не сочинил это, то, во всяком случае, изрядно от усердия приукрасил. Я собрался было убеждать его в противном и вдруг замер, сражённый неожиданной мыслью: если даже этот мой товарищ, человек глубоко верующий и воцерковлённый, счёл рассказанное мной невероятным, значит, это точно было чудо, ибо всё произошло совершенно так, как я говорил. Вот и сейчас, перечитав только что законченный рассказ, я подумал, что кто-то описанные в нём события сочтёт выдуманными, а иные скажут о случайных совпадениях. И тем не менее здесь нет вымысла, а за случайностями не всегда ли стоит Сам Господь?


 

В тот день всё было как обычно. По этой дороге мы ездили много раз. Мурманское шоссе, которое вело нас из Александро-Свирского монастыря в родной Санкт-Петербург, сначала узкое и довольно загруженное, на подъезде к Ладожскому мосту через Неву превратилось в отличную современную магистраль. Оставалось всего-то полтора-два десятка километров до конца пути, и ничто не предвещало неожиданностей. И настроение было приподнятым: воспоминание о прощальной встрече в древней обители то и дело вызывало невольную улыбку. И всё же – едва ли какой-то водитель может быть совершенно, безмятежно спокойным в дальней дороге – за рулём даже большой опыт не избавляет от известного напряжения, связанного с необходимостью быстрой реакции на дорожные коллизии. И слова архимандрита Лукиана, не совсем мне понятные, не шли из головы. А Питер приближался, вот уже над горизонтом видна шапка туманной дымки, неизбежно укрывающая всякий большой город. Экология… Всего несколько минут оставалось до того, что должно было случиться...

 

* * *

Преображенский собор

Это было лет пять назад.  О тогдашнем настоятеле Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря архимандрите Лукиане (Куценко), нынешнем епископе Благовещенском и Тындинском, я ничего нового не скажу тем, кто его знал, да и остальным смог бы поведать не многое. Я никогда не беседовал с ним, не выслушивал его наставлений и вразумлений, обращённых лично ко мне, лишь несколько раз видел его, служившего Божественную литургию в Преображенском соборе обители, да встречал на монастырском дворе, где его моментально облепляли паломники и насельники.

Но почему некоторые люди покоряют нас с первого взгляда, становятся почти родными, хотя порой нас не соединяют ни узы родства, ни общие дела?

Священники – вообще необычная категория людей. Среди многих священнослужителей Русской Церкви я не встречал ни одного, о котором можно было бы сказать дурное слово. Но и меж ними есть особые, и, когда хоть сколько-нибудь приближаешься к ним, понятие духовности из сферы абстрактных представлений переходит в мир осязаемой реальности – действуют незримые, невещественные силы и энергии, через которые передаётся нам то, очевидно, что мы называем благодатью Божией; она же для человека, ощутившего её, становится  дороже всех земных благ и радостей. Отец Лукиан, труженик, строитель храмов и монастырей, созидатель – был из этих удивительных людей, обладающих необъяснимой притягательной силой личности, вокруг которых не было пустоты, но всё выстраивалось будто по невидимым силовым линиям – люди, дела, даже цветы, животные… Не возьмусь разгадывать этот секрет – о том нужно спрашивать тех, кто прожил рядом с ним годы – его духовных чад, монахов, монахинь и прихожан устроенных и окормляемых им монастырей и храмов.

Среди сосен и озёр

Но всегда, собираясь в ежегодную поездку в Свирский монастырь, мы заранее радовались тому, что опять сможем хоть немного побыть в одном с ним пространстве, как это бывает с очень близкими людьми.

В этот раз по приезде в обитель я ощутил странное чувство: меня не оставляло настойчивое желание подойти к нему, увидеть вблизи его глаза, услышать слова, сказанные именно мне, испросить благословение… А судьба как будто дразнила меня: каждый раз, появляясь в монастыре, мы видели его, но не было совершенно никакой возможности даже просто приблизиться – то он был среди большой толпы радостно галдящих детей, то с рабочими и трудниками, то стремительно пролетал по двору или улице, спеша по каким-то своим делам. А накануне отъезда я увидел его проходящим быстрым шагом мимо кафе «Паломник», где мы завтракали после утренней службы. Я переполошился, бросил вилку, выскочил на улицу – но он как будто растворился в пространстве и времени! А мне так не хватало его участия…

Покровская церковь

* * *

Настал день возвращения. Время, проведённое в обители, чудные монастырские богослужения, сами древние стены, башни, храмы – всё оставляло на сердце печать мира и радости. Было лишь лёгкое сожаление оттого, что я всё же не смог побеседовать с отцом Лукианом. А как хотелось бы попросить у него благословение на дорогу! Мне даже приходилось всё время слегка осаживать себя, чтобы не требовать от судьбы большего, чем она даёт.

Собрав вещи и погрузив их в машину, мы двинулись к выезду из посёлка и задержались у небольшого магазинчика. Мои родные вышли купить воды на дорогу, я же остался дожидаться их за рулём, по-прежнему испытывая лёгкое томление: меня не оставляло чувство незавершённости; будто что-то ещё нужно было сделать, или что-то ещё должно было произойти. Так я сидел в машине, занятый своими мыслями, поглядывая на рабочих, которые ровняли площадку в десятке метров от меня, видимо, готовя её для какой-то постройки. И вдруг откуда-то слева выехал чёрный автомобиль и остановился наискосок прямо передо мной, почти загородив мне дорогу; я покачал головой – такая бесцеремонность водителя меня задела. Но тут же я понял, что это был ещё один подарок – на прощанье! Открылась пассажирская дверь, из машины не спеша вышел сам отец Лукиан и подошёл к рабочим, которые тут же сгрудились вокруг него, наперебой ему что-то рассказывая. И с его лица не сходила улыбка – он живо отвечал на их приветствия. Вот нечаянная, но такая желанная радость! На негнущихся ногах я выбрался из кабины, шагнул вперёд со сложенными под благословение ладонями и стал терпеливо ждать. Настоятель что-то сказал рабочим, оставил какие-то указания и повернулся к своей машине, оказавшись прямо передо мной.

– Батюшка, отец Лукиан, благословите на обратную дорогу. Мы из Москвы, здесь у вас были три дня, сейчас возвращаемся…

Он как будто узнал меня, а возможно, он всегда и со всеми был равно приветлив и доброжелателен. Осенив меня крестным знамением, он спросил:

– Вы сейчас прямо в Москву?

– Нет, сначала в Петербург, там ещё пробудем несколько дней. Вот ещё хотели по дороге в Оять заехать, во Введенский монастырь...

Он задумался на несколько мгновений, потом сказал:

– Помощи Божией в дороге. Езжайте прямо в город. И поторопитесь, но будьте внимательны на пути. Постарайтесь проехать поскорее. И приезжайте к нам ещё. Вы ведь будете здесь в следующем году?

И он снова широко перекрестил меня. Склонившись, я поцеловал благословившую руку и проводил его к машине, по-детски радуясь сбывшемуся предчувствию. Вот только его несколько противоречивый совет – быть осторожным, но поторопиться – меня немного озадачил. Впрочем, к тому времени я уже знал, что, если просишь благословения, – нужно в точности исполнять то, что велено, не задумываясь о непонятном: со временем всё прояснится.

 

* * *

Никогда ещё эта дорога не ложилась нам так легко. Была пятница, встречных машин было весьма много, люди с утра уже потянулись на дачи, на природу, кто-то, как и мы – в паломничество. Из-за этого на узком Мурманском шоссе обгон был практически невозможен. И тем не менее машина летела птицей, без задержек, без помех. Лишь раз мы сделали небольшой привал для завтрака на живописном берегу Ояти, с такой любовью воспетой в полотнах Василия Поленова, в паре километров от Введено-Оятского женского монастыря.

Река Оять

И вот, всего через четыре часа мы, переехав Неву по огромному Ладожскому мосту, приближались к Санкт-Петербургу. Ещё километров пятнадцать – и мы в городе. Узенькое шоссе превратилось в прекрасную четырёхполосную магистраль, и водители, предвкушая окончание пути, пришпоривали своих железных коней, то и дело обгоняя тех, кто не слишком торопился. Какой русский не любит быстрой езды! И вот ведь что интересно: среди любителей пойти на обгон у нас всегда немало водителей большегрузных машин, дальнобойщиков. Конечно, их можно понять: многие за рейс накатывают не одну тысячу километров, со срочным грузом, с ночёвками то в убогих гостиницах, а то и на сиденье своей машины, и уж они-то лучше других знают радость возвращения домой. Вот и этот водитель огромного контейнеровоза, устав тащиться за каким-то грузовичком, попытался было вырваться в левую полосу на обгон прямо передо мной, но, видимо, вовремя заметив мою машину, решил всё же переждать. Я удвоил внимание – уж очень не шла такому супертяжеловесу роль стритрейсера на этой загруженной дороге – и сильнее придавил педаль газа, торопясь уйти от опасного соседства.

Я успел пролететь вперёд метров на пятьдесят, когда в моём зеркале заднего вида разыгралась сцена, похожая на эпизод из голливудского боевика. Водитель контейнеровоза бросил машину влево, резко, как на ралли, вылетел на свободную полосу и ловко выровнялся вдоль трассы. Однако, совершив этот молниеносный манёвр, громада контейнера, мотнувшись, как рыбий хвост, чуть-чуть подтолкнула влекущую её машину в сторону, но на скорости под сто километров в час этого «чуть-чуть» хватило, чтобы передние колёса вильнули на метр-полтора влево. Тяжеловоз зацепил передним бампером ребристое разделительное ограждение и, несмотря на отчаянные старания водителя, начал заваливаться набок, разворачиваясь влево. Громадный стальной контейнер по инерции стало заносить вперёд; потом он опрокинулся и, сминая металлическое ограждение как гнилой плетень, вылетел на встречную полосу, прямо на разлетающиеся в стороны в стремлении избежать столкновения легковушки. Кабину отбросило к обочине, и через мгновение вся картина скрылась в огромном облаке бурой пыли, поднявшемся на высоту десятиэтажного дома. Когда пыль осела, стало видно, что шоссе полностью перегорожено опрокинувшимся контейнеровозом от обочины до обочины. Вокруг уже толпились свидетели и участники происшествия. Кажется, мы были последними, кто успел проехать в сторону Петербурга перед этой аварией. Как я узнал позже, движение по дороге было полностью восстановлено только на следующий день. Многие машины простояли в образовавшемся заторе больше десяти часов.

Он сказал: «Езжайте осторожно, но поторопитесь». Знал ли отец Лукиан о будущей катастрофе или просто чувствовал необходимость для нас поскорее вернуться домой – не столь важно, но мне было абсолютно ясно, что он предвидел опасность и молился за нас. Рассуждать же о случайности, совпадении здесь просто неуместно. Ведь чудеса в жизни не видят только те, кто старательно от них отворачивается. Вот тяжело больной человек, неожиданно исцелившийся от неизлечимой болезни, говорит – врачи ошиблись диагнозом. Или водитель, чудом избежав гибели, думает – это благодаря моему мастерству. Человек, получивший помощь в безнадёжной ситуации, считает: повезло, случайно свалилось наследство… Такие люди не только слепы, но, что хуже, ещё и неблагодарны. Упрямо не желая видеть источник этих «случайностей» или приписывая себе заслуги, они тем самым отказываются от помощи Того, Кто является властелином всех случайностей и обстоятельств.

Потому что благодарность – это залог ещё больших благодеяний, а неблагодарность – гарантия того, что и уже данные не пойдут впрок. А самый большой талант, которым мы можем обладать – это умение молиться, ибо горячая молитва делает человека всесильным, она, как известно, и горы двигает, и со дна моря достаёт. Но талант этот так же редок, как и все иные, и потому прибегаем мы к помощи других людей, более одарённых этой способностью, испрашивая благословение священника, духовника, старца – на дорогу, на доброе дело, на создание семьи… Ведь благословению предшествует и его сопровождает молитва того, кому мы верим больше, чем самим себе, кто впереди нас идёт по трудному пути, ведущему к Богу и кто, подобно Христу Спасителю, принимает на себя наши немощи, печали и недуги.

 

* * *

 Тервеничи

Послесловие

К великому нашему сожалению, нам больше не удалось встретить отца Лукиана в Александро-Свирском монастыре. Осенью я узнал, что он избран епископом Благовещенским и Тындинским и уехал в дальние края. Не скрою, мы очень переживали, что, возможно, никогда больше не увидим его. А что должны были чувствовать так любившие его духовные чада? Но монах, как и солдат, не выбирает места служения и, по словам Патриарха Кирилла, давши Богу обет, должен быть готовым отдать Ему свою душу в любой день и в любом уголке Земли.

Но Богу возможно и то, что человеку кажется совершенно невероятным. Через год в очередном паломничестве мы заехали в Покрово-Тервенический монастырь, некогда устроенный самим отцом Лукианом. Оставив машину на стоянке, мы не спеша двинулись по прямой дороге, поднимающейся к воротам обители, и, войдя в монастырь, вдруг увидели, что перед входом в Покровский собор коридором выстроились монахини и паломники, как будто встречая кого-то. Мы поторопились присоединиться к ним и услышали радостные перешептывания: «Владыка едет…» Ударил колокол на звоннице, в ворота въехала машина, но из неё вышел не местный правящий архиерей, которого я ожидал увидеть, а владыка Лукиан в простом льняном подряснике, совсем не при параде… Настоятельница, игумения Лукиана(!), поднесла ему хлеб-соль; владыка благословил её и сказал с мягким укором:

– Ну что же вы, матушка, ведь я просил не делать мне торжественную встречу. Просто приехал к вам, в родное место, на несколько дней, немного отдохнуть и поработать…

Игумения, опустив глаза, тихонько ответила:

– Простите нас, владыко, за любовь…

Мне нечего добавить к этим её словам.

 Игумения Лукиана

 

Фото автора


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Икона Божией Матери Феодоровская

28 марта 2017

Протоиерей Александр Шаргунов:

Царская икона

...Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века. Может быть, Господь через Феодоровскую икону Божией Матери не даёт умереть нашей надежде на восстановление в России православной монархии?....

(См. далее...)

26 марта 2017

Протоиерей Павел Недосекин:

Начало и Конец

...На внешней стороне руки, если её согнуть в локте, подняв при этом ладонь вверх, из тех же самых кровоточащих язв, которыми было покрыто её лицо, было чётко видно изображение Креста на Голгофе, а внизу под ним — два знака, написанных на непонятном языке...

(См. далее...)

23 марта 2017

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Жизнь человека после смерти является продолжением его земной жизни». Диалог в рамках телепередачи «Церковь и мир»

...У нас единое Отечество, у нас одна Родина и у нас, конечно, должен быть в идеале единый взгляд на историю. Мы не можем сейчас этого добиться на уровне, скажем, политических партий, политической борьбы, но когда мы предоставляем учебный...

(См. далее...)

21 марта 2017

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов):

«Наша память — это как некая икона здесь на земле того, что происходит в Царстве Небесном». Слово в день столетия начала Русской смуты

...Уроки Божии порой очень тяжелы. Уроки Божии заключаются ещё и в том, что беспечность, малодушие, неверность людей долго терпятся Богом, но потом наступает минута, когда и сами беспечные, и их потомки должны расплачиваться...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

5.03.2016

Также у этого автора:

27 сентября 2015

Тоска по утраченному, или так ли несовместимо несовместимое?

…Наверное, это просто тоска по потерянному когда-то Раю стучала в сердце. Где лев и овен были братьями, где море и горы любовались друг другом, а ветер ласковым дыханьем обнимал... (Далее)

7 сентября 2015

Постичь Откровение

…Пониманию содержащихся в этой книге пророчеств не поможет ни блестящее образование, ни богатый житейский опыт, ни долгие размышления над её тайнами, как бы нам ни хотелось найти в ней ответы на мучающие нас в наше... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017