На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте      В е р а    и    В р е м я: подробности
XV Международные Рождественские образовательные чтения
| Главная | | Библиотека | | Фотогалерея | | События | | Лица | | Контакты |

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Религиозные ценности и современная система образования»
Резолюция XV Международные Рождественские чтения

31 января 2007 года в рамках проходящих в Москве XV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений прошло заседание секции «Религиозные ценности и современная система образования». В заседании приняли участие более 50 человек из девяти регионов России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Смоленск, Троицк, Нижний Новгород, Ярославль, Волжск и др.), а также представители педагогической общественности Украины и Литвы, выступили – 18 человек. Среди собравшихся - известные ученые в области религиозного образования и духовно-нравственного воспитания, руководители и практические работники детских садов, школ, православных гимназий, ведущих вузов, педагоги дополнительного образования, методисты, представители епархий, священники.

В результате дискуссии были сформулированы обобщения и выводы, ставшие основой следующей резолюции.

 

 

Темой обсуждения, прошедшего 31 января 2007 года на заседании секции «Религиозные ценности и современная система образования» XV Международных Рождественских образовательных чтений, стали вопросы отбора и использования ценностей религиозной культуры во всех звеньях образования России.

Главным предметом обсуждения стала проблема ответственности ученого, педагога, воспитателя, руководителя за плоды своих трудов, поиск путей укрепления «соработничества» школы и науки с религиозными организациями, прежде всего, с Русской Православной Церковью, поиск административных резервов укрепления позиции учителя в сфере воспитания и образования.

Собравшиеся выразили обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, усиленных позицией Министерства образования и науки РФ и лично его главой А.А.Фурсенко. А именно:


- отсутствием реальной политики и действий Министерства по формированию духовных и нравственных ценностей у детей, подростков, молодежи;
-  коммерциализацией образования, в том числе, системы дополнительного образования, оцениванием образовательных результатов с позиций меркантилизма и прагматизма;
- самоустранением Министерства от организации независимой экспертной оценки программ, учебных пособий, методической литературы и пр.;
- разрушением системы педагогического образования, выразившейся в ликвидации педагогических вузов, а также системы постдипломного педагогического образования;
- медлительностью Министерства в решении вопроса введения в государственные учебные заведения предметной области «Православная культура»;
- сокращением количества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданную ревизию их программ;
- неготовностью Министерства вести диалог с общественностью (прежде всего, педагогической) на постоянной основе, самоустранением от решения актуальных проблем (в частности, на секции не было представителя Министерства, хотя заявка на имя Калины И.И. была подана своевременно).

Результатом встречи стали следующие ТЕЗИСЫ:


1. Религиозные ценности жизненно необходимы для благополучия личности, государства и общества.
2. Цель школы и всей системы образования заключается в использовании и передаче подрастающему поколению всего лучшего, что накоплено в нашем Отечестве на протяжении веков, прежде всего, вечных ценностей христианства. Реализовать эту цель возможно введением образовательной области «духовно-нравственная культура и этика» во все звенья системы непрерывного образования.
3. Осознавая важность демократических тенденций для современной России, следует отметить, что государству необходимо осуществлять правовую защиту ее граждан и общества в целом от крайнего индивидуализма, от безразличия к культурным и моральным ценностям нашего Отечества, к религиозной отечественной традиции – прежде всего, через содержание общего образования.
4. Свобода вероисповедания, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должна быть гарантирована государством на уровне всех звеньев образования.
5. Отношения между религиозными организациями и системой образования должны строиться на принципах взаимного уважения и сотрудничества.
6. Необходимы законодательные меры, направленные на пропаганду, освоение религиозных ценностей, с одной стороны, и ограждение от аморальных влияний (прежде всего, средств массовой информации) – с другой.

7. На ученых и педагогах, работниках образования лежат особые моральные обязательства по проявлению религиозной, нравственной ответственности в области воспитания и образования будущих поколений россиян.


Рождественские чтения
   

 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет В е р а     и      В р е м я    2007