Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера...

Публикации по теме:
Вознесение Господне

10 июня 2021

Митрополит Антоний (Паканич):

На Вознесение можно услышать Ангелов

...Для Господа важно не наше приношение в этот день, а внутреннее расположение, отречение от суетных забот мира, сосредоточение на высших глубинах и смыслах жизни. Такое отречение требует сверхусилий и сверхволи, которая...

(См. далее...)

2 июня 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Божий избранник». Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

...Это было не просто «некое извещение» об успешности предстоящего ему путешествия, но явный знак, зримое Божие благословение на всю его, связанную с трудами ради Отечества...

(См. далее...)

Последние репортажи:

11 июня 2021

«Алтарь Отечества»: паломническая поездка в Санкт-Петербург московских педагогов

11 июня 2021 года началась паломническая поездка в Санкт-Петербург московских педагогов, участников общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей Православной культуры города Москвы.

(См. далее...)

7 июня 2021

В московском Колледже современных технологий прошёл открытый урок по творчеству Василия Макаровича Шукшина

7 июня 2021 года в Колледже современных технологий (Москва) в группе будущих строителей СТС 111/20 прошёл открытый урок литературы на тему «Благотворная сила встречного добра». Преподаватель – Вера Николаевна Полищук, член Совета общественного объединения...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Андрей Ткачёв /Протоиерей,

Андрей Ткачёв

Протоиерей

Публикации этого автора

12 июля 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат | Личная позиция


 

Первоверховные. Три урока от двух апостолов

Протоиерей Андрей Ткачев об уроках святых апостолов Петра и Павла, чья память совершается 12 июля
12 июля 2020 г.


Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел – девственник.

Пётр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим.

Далее. Пётр – галилейский рыбак, а Павел – ученик великих книжников и по воспитанию – фарисей. Они оба – евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Пётр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам.

Пётр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит:

«Не я, но благодать Божия».

Они и умерли по-разному.

Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, Павлова глава извела из земли три источника. Так и до сих пор называется место его смерти – «Три фонтана». А Петра распяли вниз головой, казнив перед тем его жену.

«Жена, помни Господа!»,

– крикнул ей Пётр и повис на кресте, ногами указуя Церкви на небо, куда всем нам взойти должно.

Такое различие двух апостолов, поминаемых и празднуемых вместе, о чем нам говорит? О том, что в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера.

Так Пётр и Павел, по-разному потрудившись в разных местах вселенной, сошлись в конце пути в Риме, куда в те времена вели все дороги. Там они окончили мученически свой труд и свой земной путь, бесстрашной смертью подтверждая правду своей проповеди. Теперь они поистине вместе. Вместе – как наследники Царства Божия и венцов награды; вместе – как учителя Церкви, любимые всеми, кто любит Господа Иисуса.

***

Одна из важнейших составляющих духовной жизни – это перемена имени. Имя – не кличка, не звук, но сама сущность человека, явленная словесно. Прежде, нежели Авраам стал Авраамом, он был Аврамом. Вначале найдя, а затем испытав его, Бог меняет ему имя добавлением еще одной буквы, что чрезвычайно многозначно, и лишь по недостатку места и времени мы не говорим об этом подробно.

Так же и Моисей, умирая на границе Земли обетования, передает власть и полномочия своему соратнику Осии. Тот должен ввести народ в Землю, но прежде Моисей меняет ему имя на – Иисус.

В Апокалипсисе среди прочих обетований Христос говорит, что даст «побеждающему камень белый, и на камне – имя его новое». То есть спасённые будут переименованы в Царстве Божием, подобно тому как меняют имя христиане при монашеском постриге.

Вот и празднуемые Пётр и Павел не всегда носили эти – общеизвестные – имена. Пётр был Симоном, а Павел – Савлом. Христос переименовывал Своих учеников, провидя их будущее служение и зная их внутренние свойства. Так и сыновья Зеведея – Иаков и Иоанн – стали «сынами грома». Симон же, сын Ионы, получил имя «камень», то есть Пётр. Этот камень – доброе исповедание Иисуса как Сына Бога Живого. На этом исповедании до скончания века стоит и будет стоять Церковь.

Павел же означает «маленький» (с латинского «паулюс»). Проповедуя язычникам Евангелие, подобало Павлу носить такое имя, чтобы слух язычника не оскорблялся непривычным звучанием. Маленьким себя назвал великий Павел, потому что считал себя за «изверга», то есть «выкидыша». Считал себя за бесполезное существо, так как было время, когда он гнал Церковь Божию. Не правда ли, знаменательно это переименование? Чему оно учит нас?

Оно сводит воедино две необходимейшие вещи – твердость веры и личное смирение. В имени Петра – твердость скалы, о которую разбиваются любые волны. В имени Павла – добровольное самоуничижение, врачевство от гордости, грозящей духовной смертью всякому человеку.

Пётр и Павел не зря поминаются вместе. Ведь не что-то одно нужно человеку, но обе добродетели. Твердая вера без смирения чревата крахом и разрушением. Смирение же без веры – бесполезное самоедство. Вот нам и очередной урок от такой, казалось бы, незаметной темы, как новые апостольские имена.

***

Продолжим разговор о Петре и Павле. У важных дат есть так называемые предпразднство и попразднство, то есть дни приготовления к торжеству и дни наслаждения смыслом прошедшего праздника. Так поступаем и мы, говоря о верховных апостолах трижды – как бы до праздника, в праздник и по прошествии его.

Всякий раз, когда мы причащаемся, мы повторяем апостольские слова. Кстати! Не забудем, что мы не можем причаститься, не вспомнив прежде Иуду-предателя и благоразумного разбойника!

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Так молимся перед Чашей. Очевидно, потому, что всякий грешник перед Богом – разбойник, а самое страшное в вере – это измена, предательство. Лучше и не знать Христа, чем, узнав, променять Его на что бы то ни было.

И в этой же молитве есть слова Петра и Павла. Что самое главное из сказанного Петром? Исповедание, произнесённое в пределах Кесарии Филипповой в ответ на вопрос:

«Кем Меня считают люди?».

«Ты еси Христос, Сын Бога Живого»,

– ответил он тогда по внушению от Отца. Эти слова мы говорим перед причастием:

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго».

А что говорил Павел? Ой, много. Но среди многого и это:

«Христос пришел в мир грешников спасти, из которых первый – я».

И эти слова мы повторяем перед Чашей.

После Петровых слов: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – мы добавляем: – «пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз».

Таким образом, причащаясь, мы молимся словами Петра и словами Павла, в которых – чистое исповедание, с одной стороны, и смиренное осознание своих грехов – с другой.

Мы чуть ранее говорили, что сами имена апостолов учат нас твердости веры и покаянию. Пётр – Камень, Павел – добровольно умалившийся. Говорили, что человеку должно не просто верить, но верить и смиряться. Но и не просто смиряться, чтобы не зачахнуть от тоски, а именно смиряться и верить.

В особенности соединение веры и смирения требуется перед Чашей. Здесь максимальное напряжение внутренних сил и умное внимание сердца! Здесь подлинное приобщение к силе веры апостольской! Здесь существенное родство с Петром и Павлом, с Андреем и Иаковом, с Фомой и Матфеем. Да что с ними! Здесь единение с Самим Воплотившимся Словом, Которое и жизнь даёт, и от всякого греха очищает.

***

Вот нам три урока от двух апостолов:

1) единство веры в живом многообразии,

2) соединение твёрдой веры и деятельного смирения и

3) приобщение к апостольскому духу у Святейшей Чаши.

Всё это да вместится в нас молитвами бывшего галилейского рыбака и бывшего ученика Гамалеилова.

Протоиерей Андрей Ткачев

11 июля 2012 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Вознесение Господне

10 июня 2021

Митрополит Антоний (Паканич):

На Вознесение можно услышать Ангелов

...Для Господа важно не наше приношение в этот день, а внутреннее расположение, отречение от суетных забот мира, сосредоточение на высших глубинах и смыслах жизни. Такое отречение требует сверхусилий и сверхволи, которая уже будет не человеческой природы, а Божественной...

(См. далее...)

2 июня 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Божий избранник». Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

...Это было не просто «некое извещение» об успешности предстоящего ему путешествия, но явный знак, зримое Божие благословение на всю его, связанную с трудами ради Отечества, деятельность. Существует предание, что кроме ярлыка, в благодарность за исцеление Тайдулы, святитель...

(См. далее...)

1 июня 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Нужно научиться жить вместе и посвящать жизнь достижению высоких и спасительных идеалов». Слово после церемонии возложения венков к памятнику князю Димитрию Донскому на Куликовом поле

...По молитвам Церкви, по молитвам преподобного Сергия, усилиями Дмитрия Донского и преподобного Сергия отказались князья от этого удельного эгоизма и поняли, что нужно...

(См. далее...)

29 мая 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Новомученики

...Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это все могло произойти в православной стране?! Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений. И еще один вопрос должен звучать коли не вслух, так в совести: а мы сегодня все ли правильно делаем? Не ждет ли и нас очередное...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

12.07.2020

Также у этого автора:

29 мая 2021

Новомученики

...Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это все могло произойти в православной стране?! Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений... (Далее)

19 мая 2021

О последнем Государе

...Вопрос вовсе не только в подлинности или сомнительности останков. Вопрос в судьбах мира и той роли, которую играет Россия в этих судьбах. Очевидно, земля шатается под ногами, как пьяный. Очевидно, общество... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Явление Югской иконы Божией Матери преподобному Дорофею

16 июня

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская

...Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы...

(См. далее...)

Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021