Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

1 мая 2022

Татьяна Петракова:

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию Алуштинского...

(См. далее...)

30 апреля 2022

Геннадий Дорофеев:

Чем будем щи хлебать? И другие наивные вопросы

…Мы пошли туда не завоёвывать чужую страну, а освобождать свою из вражеской оккупации, как это было в сорок третьем году. Если украинцы забыли, что они такие же русские, как и мы, то мы ещё помним «откуда...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 мая 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, глава 30. Май

18 мая 2022 года, в день Преполовения Пятидесятницы, в дистанционном формате состоялась очередная, тридцать вторая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю...

(См. далее...)

17 мая 2022

«Алтарь Отечества – 2022». Номинация «Искусство кино» на площадке Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы: итоги, награждение

17 мая 2022 года в актовом зале Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (ГМЦ ДОНМ) состоялось награждение победителей в номинации «Искусство кино» XVI...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Чернилевский Дмитрий Владимирович /доктор технических наук, профессор, профессор Винницкого социально-экономического института Университета «Украина»


Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)


Власова Елена Ивановна /кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в систему образования Федерального института развития образования

1 февраля 2007

Рождественские чтения | Образование и наука


 

ХV Международные Рождественские чтения в Москве


По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с 28 января по 3 февраля 2007 года в г. Москве прошли ХV Международные Рождественские образовательные чтения, тема которых – «Вера и образование: общество, школа, семья в ХХI веке». Организатором Чтений была Московская патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других светских учреждений.

Первые Рождественские чтения состоялись в 1992 году и были организованы Отделом религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Важнейшими задачами Чтений стали развитие православного образования, духовно-нравственного просвещения общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования. Сегодня их тематика охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни.

Почетный председатель Чтений – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II - выступил на открытии Чтений с приветственным словом, в котором отметил, что Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви: периода приобретения свободы, с том числе свободы проповеди веры. Именно с чтений началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

 Предстоятель Русской Православной Церкви отметил общественную значимость крупнейшего ежегодного образовательного форума, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе: с нескольких сотен в 1992 году до 12 тысяч человек в 2006 году. «Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующей Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения – многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и хлебопашцами», - подчеркнул Алексий II, сформулировав и главную задачу образования – научить каждого человека следовать указаниям совести.

 Выделяя ведущую роль семьи в воспитании и нравственном формировании человеческой личности, Святейший Патриарх уделил внимание проблемам беспризорных и безнадзорных детей, многие из которых воспитываются в приютах и детских домах.

 Важнейшим фактором, оказывающим, по словам Алексия II, негативное влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств массовой информации: телевидения, радио, газет и журналов, Интернета. В качестве положительного примера христианского подхода к культуре был назван фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина, хотя Святейший Патриарх отметил немногочисленность подобных произведений современного искусства.

 Что касается важного вопроса современного учебно-воспитательного процесса – преподавания Основ духовно-нравственной культуры – то позиция Предстоятеля Русской Православной Церкви заключается в следующем: введение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, «более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения».

 «Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, - только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть тот считает, но не навязывает этого другим», - так сформулировал Святейший Патриарх право школьников знать библейскую теорию происхождения мира.

 С приветственным словом выступил почетный гость ХУ Международных рождественских чтений, Блаженнейший Христофор, митрополит Чешский и Пражский, впервые за 55 лет существования Чешской епархии присутствовавший в качестве ее представителя на мероприятии, организованном Русской Православной Церковью. Он поделился опытом просветительской деятельности во вверенной ему епархии, акцентируя внимание на практике преподавания религиозных дисциплин в чешских школах.

 Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий Делами Московской Патриархии, Председатель Международных образовательных Рождественских чтений, в своем докладе отметил, что «образование, из которого исключено слово о Боге, дающее знания о природе и социальном мире, не дает познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, мира нравственного». Русская Православная Церковь выступает с предложением к Министерству образования и науки признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в федеральный стандарт», а не сводить к преподаванию истории религий, в том числе тех, которые никогда не были духовной основой нации. «… Для России лучше укрепиться в решении идти собственным путем, последующим нашей культурной традиции», а не следовать примеру США, - считает митрополит Климент, говоря о нарушении прав большинства российских граждан, принадлежащих к православной традиции.

 Говоря о значении для воспитания подрастающего поколения личности учителя, владыка Климент подчеркнул ответственность педагогов за нравственное становление подрастающего поколения: «Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходится с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму в мировоззрении его учеников».

 Кризис в демографическом развитии страны Русская Православная Церковь видит, в первую очередь, в отходе от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной. «Вместо освященного Церковью брака допустимым считаются такие отношения между людьми, которые воспринимаются с позиций христианского мировоззрения постыдными и аморальными, растлевающими личность», - указал митрополит Климент на основную причину разрушения здоровой семьи.

 Общий вывод выступления: Церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на поприще построения гражданского общества, живущего в атмосфере социальной и экономической стабильности, мира и взаимоуважения.

В пленарных заседаниях, проходивших в первые два дня Рождественских чтений, выступили министр образования и науки А.А. Фурсенко, мэр Москвы Ю.В. Лужков, полномочный представитель Президента в Приволжском Федеральном округе А.В. Коновалов, заместитель Председателя ХV Международных рождественских чтений архимандрит Иоанн (Экономцев), президент Российской академии образования Н.Д. Никандров и др.

В рамках Чтений велась работа по семи направлениям:

  • Православное воспитание и образование
  • Школа в ХХI веке
  • Семья в век глобализации
  • Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие
  • Церковь и общество
  • Церковь и культура
  • Христианство и наука
  • Первые молодежные Рождественские чтения

По первому направлению прошли: пленарное заседание «Первоочередные задачи РПЦ в области воспитания и образования»; десять различных конференций; пастырский семинар на тему «Формирование педагогической позиции священника»; 45 секций, учебно-методических семинаров, педагогических мастерских; «Глинские чтения», конференция памяти С.А. Рачинского (всего в работе 1-го направления участвовало свыше 2000 человек). Была проведена работа над комплексны подходом к проблемам воспитания и образования с позиций Русской Православной Церкви по 7 главным сферам жизни ребенка и взрослого: это приход, семья, школа, внешкольное воспитательное пространство, подростковые и молодежные объединения, вуз, среда региона.

В числе конференций особо можно отметить конференцию-презентацию программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», где было проведено обстоятельное обсуждение проектов: научного, образовательного, культурологического, социального, кинематографического и информационно-издательского. Участники конференции-презентации приняли решение:

  • считать церковно-государственную программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» основополагающим документом, открывающим возможность для совместных действий государства и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания молодежи;
  • считать важным направлением деятельности движения «Фестиваль духовной культуры» формирование целевых региональных проектов в области духовно-нравственной культуры подрастающего поколения;
  • поддержать идею создания новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» с включением в федеральный компонент государственного стандарта образования предмета «Основы православной культуры России»;
  • от имени участников Рождественских чтений обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением учесть значимость регионального учебно-методического опыта в области духовно-нравственного воспитания при разработке федерального стандарта новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».

С целью формирования государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих программы духовно-нравственного и религиозного образования, предлагается принять следующие меры:

  • Предложить Президиуму совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов внести в «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» изменения, касающиеся включения конфессионально ориентированных негосударственных общеобразовательных организаций в программу финансирования в рамках указанного национального проекта, а для этого:
  • предложить ввести отдельное Направление реализации приоритетного национального проекта «Образование» - «конфессионально ориентированные школы»;
  • предложить внести в «План подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов решения, по которым необходимо принять в 2007-2008 гг.» необходимые мероприятия в поддержку конфессионально ориентированных негосударственных общеобразовательных организаций;
  • Предложить Государственной Думе рассмотреть предложения о внесении изменений в законодательство РФ об образовании с целью закрепления гарантий государственной поддержки негосударственных образовательных организаций:
  • в части выделения особо поддерживаемых государством типов негосударственных образовательных организаций (по типу французских « с признанной социальной полезностью», имеющих после получения такого статуса государственные преференции и финансирование);
  • в части государственного финансирования из федерального бюджета негосударственных организаций, осуществляющих программы полноценного духовно-нравственного образования, как заведомо работающих в инновационном режиме.
  • Просить Президента РФ В.В. Путина принять Указ Президента «О мерах дополнительной государственной поддержки негосударственных образовательных организаций традиционных конфессий»
  • Создать Союз православных школ России в целях поддержки и развития православного образования в России и усиления эффективности сотрудничества властей, граждан и правосолавных образовательных организаций.

По второму направлению «Школа в 21-м веке» состоялись пленарное заседание и работа 12-ти секций. Местом их проведения стали Союз писателей России, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Синодальная библиотека Московского Патриархата (Андреевский монастырь), Библиотека «Русское зарубежье», Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата (Высоко-Петровский монастырь), Московский педагогический государственный университет, Государственный университет по землеустройству, Федеральный институт развития образования Минобрнауки РФ, негосударственные общеобразовательные учебные заведения (в том числе и православные гимназии и школы), учреждения дошкольного воспитания, государственные общеобразовательные школы с русским этническим компонентом г. Москвы.

Всего с докладами и сообщениями выступило более 230 иерархов, клириков и мирян, среди которых были известные ученые, педагоги, литераторы, работники исполнительных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления образованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковных образовательных структур.

Особую активность как в подготовке работы направления, так и в ее проведении проявили Екатеринбургская, Вологодская, Московская, Нижегородская, Калужская, Тамбовская, Ставропольская, Белгородская епархии.

Отдельно следует отметить участие в работе ряда секций Белорусского экзархата, чей опыт взаимодействия с государственным органами Республики Беларусь в деле организации православного образования и воспитания в ряде случаев может быть признан образцовым для России.

Центральное место в работе направления заняли темы, связанные с преподаванием изучением православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организации и учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональных образовательных системах. Отмечалось так же, что за прошедший год в ряде регионов курсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднего образования, развивается православное богословское образование (специальность «теология») в высшей школе. При этом активизировались противники возрождения религиозного образования в российской школе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерность теологического образования, возводятся искусственные препятствия формированию полной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура). Общественности стало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общего среднего образования и введения вместо курсов православной культуры по выбору обязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах, что уже привело к возникновению взрывоопасной ситуации в российском обществе. К великому сожалению это относится к столице России – Москве.

В докладах отмечалось, что такие действия противоречат конституционному принципу признания идеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальной напряженности. Они являются произволом чиновников, забывающих о том, что их долг – служить обществу и руководствоваться при этом исключительно законом и интересами граждан, а не личными мнениями, и тем более антихристианскими убеждениями. Идеологический диктат в светском образовании несовместим с принципами и нормами демократического государства и общества.

Многими докладчиками подчеркивалось, что православные христиане в нашей стране должны более активно добиваться реализации своих прав в области образования, противостоять попыткам их ограничений, привлекая к ним внимание независимых средств массовой информации, родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никому не позволено монополизировать понятия «светский», «светский характер образования», отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной идеологической позицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданий и отношения к религии. В изучении детьми православной культуры в российской школе заинтересована, прежде всего, не Церковь как религиозная организация, а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающие себя православными христианами, выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсы православной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственных и муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательными потребностями граждан.

Отмечалось, что развитие православного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации затрагивает интересы и общества, и государства, и Церкви, оно должно планироваться и проводиться комплексно, с участием общественности, педагогов и ученых, органов государственной власти, церковных структур.

Предметом особой заботы и тревоги участников работы направления стали вопросы, связанные с дошкольным образованием и воспитанием. В выступлениях докладчиков отмечалось, что механизм внедрения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в систему дошкольного образования до сих пор не отлажен, а соответствующая работа продолжает осуществляться преимущественно по личной инициативе педагогов-энтузиастов, которым на местах приходится очень нелегко. При росте заинтересованности со стороны родителей и светских педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста на традициях православной культуры продолжают сохраняться трудности в открытии православно ориентированных групп и детских садов, отмечаются даже факты их закрытия. И это в условиях большой очередности по устройству детей в детский сад в государственной системе дошкольного образования.

Развитие массовой практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях сдерживается также отсутствием системы подготовки педагогов и священнослужителей к работе с детьми дошкольного возраста и их родителями притом, что имеются учебные программы и опыт их апробации в высших и средних педагогических учреждениях, системе повышения квалификации.

Участники секции «Дошкольное воспитание и образование в православной традиции» подтвердили тревогу педагогической общественности и родителей по поводу проектов Министерства образования и науки РФ о введении обязательного предшкольного образования, которое практически укорачивает период детства, что может пагубно отразиться на духовном и физическом здоровье маленьких детей. Также выражено серьезное беспокойство и протест относительно продолжающегося антипедагогического вторжения в пространство дошкольного детства СМИ, издателей, изготовителей некачественной мультипликационной продукции, игрушек, продуктов питания и элементов одежды с использованием сниженных, агрессивных, чуждых традиционной культуре образов. В рамках работы ряда секций направления многократно говорилось о необходимости обязательной экспертизы продукции для детей дошкольного и школьного возраста и недопустимости манипулирования детским сознанием посредством рекламы. Так же указывалось на потребность разработки механизма общественного участия в процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством создания и организации деятельности на местах региональных родительско-педагогических организаций, способных содействовать расширению сети православно-ориентированных дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное воспитание и образование – это фундамент школы – и среднего и высшего ее звеньев; забота и внимание к ним со стороны иерархов и духовенства должны являться стимулом для трудов практиков и теоретиков этого важнейшего направления.

В ряде секций, «круглых столов» и совещаний направления поднимались вопросы, связанные с традицией и перспективой развития «русской школы». Отмечалось в частности, что в настоящее время в Российской Федерации фактически сформировано образовательное направление «русская школа» как целостная система содержания образования в российской школе, как интегрирующее начало в российском многонациональном сообществе. Становление этого направления происходит на основе Национальной программы «Русская школа как система воспитания и образования»

В докладах и выступлениях направления высказывалась большая тревога за судьбу сегодняшней российской сельской школы, предлагались меры по ее сохранению и развитию с учетом исторического опыта и роли в этом деле православной культуры. Осуждались попытки скоропалительных решений по сокращению малочисленных школ и культурно-просветительных учреждений на селе. Особое внимание обращалось на оздоровление и укрепление сельской семьи на основе православной веры и культуры.

В большинстве секций докладчиками выражалась обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, усиленных позицией Министерства образования и науки РФ, в частности:

- отсутствием реальной политики и действий Министерства по формированию духовных и нравственных ценностей у детей, подростков, молодежи;

- коммерциализацией образования, в том числе, системы дополнительного образования, оцениванием образовательных результатов с позиций меркантилизма и прагматизма;

- самоустранением Министерства от организации независимой экспертной оценки программ, учебных пособий, методической литературы и пр.;

- разрушением системы педагогического образования, выразившейся в ликвидации педагогических вузов, а также системы постдипломного педагогического образования;

- медлительностью Министерства в решении вопроса введения в государственные учебные заведения предметной области «Православная культура»;

- сокращением количества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданную ревизию их программ;

- неготовностью Министерства вести диалог с общественностью (прежде всего, педагогической) на постоянной основе, самоустранением от решения актуальных проблем. В частности, на секциях и пленарных заседаниях отсутствовали «под благовидной причиной» заместители министра А. Г. Свинаренко, И. И. Калина и другие.

Докладчиками также говорилось о необходимости создания в самое ближайшее время реальных механизмов влияния общественности, в том числе, педагогической, на политику Министерства образования и науки РФ, прежде всего, в области формирования содержания общего образования и восстановления деятельности Федерального экспертного совета как независимого органа экспертизы всего массива учебной, учебно-методической, научно-методической и др. литературы с обязательным участием в нем православной церковно-научной общественности.

Участниками работы секции «Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности» была выражена озабоченность тревожной ситуацией, сложившейся в связи с ежегодным проведением в ряде регионов России мероприятий, организуемых местными отделениями тоталитарной секты Общество сознания Кришны. Ситуация усугубляется тем, что в некоторых регионах в организации подобных «праздников» принимают активное участие и представители региональных органов власти, которые призваны стоять на страже прав и свобод граждан. До сих пор действиям Общества сознания Кришны не дана должная правовая оценка Прокуратурой РФ и ее областными структурами.

Особое место в работе направления было отведено вопросам, связанным с высшим образованием, и в частности, взаимодействию Университета и Церкви. Обращалось внимание на «архаичность» учебных программ по философии и их приверженность принципам марксизма-ленинизма.. Отмечалось, что составители новых ВУЗовских программ по мировоззренческим дисциплинам должны руководствоваться отечественными богословско-философскими традициями в соработничестве с учено-преподавательской корпорацией православных учебных заведений.

Впервые в Международных рождественских чтениях прошла секция «Религиозные ценности в системе образования», организованная Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки РФ.

В отчете о работе второго направления «Школа в ХХI веке» сформулировано такое заключение:

Единство отечественной школы, преемственность ее многовековой традиции, верность принципам российской педагогики на основе православного мировоззрения – залог жизнеспособности российской школы в XXI столетии.

В рамках нынешнего форума впервые были проведены I Молодежные Рождественские чтения. Эти чтения состоялись 1 февраля 2007 г. в Зале церковных соборов Кафедрального Храма Христа Спасителя.

Молодежный Рождественский Форум собрал 3500 делегатов из 40 епархий Русской Православной Церкви. В работе пленарного заседания приняли участие 1 080 человек - священнослужители, осуществляющие миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность в молодежной среде, лидеры молодежных общественных организаций, православное студенчество, старшеклассники, представители богословских учебных заведений и военных академий.

С приветствием к участникам молодежных чтений обратился Святейший Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ П. Послание Святейшего Патриарха зачитал Управляющий делами Московской Патриархии, Митрополит Калужский и Боровский Климент.

От имени Правительства Москвы Форум приветствовал первый заместитель руководителя Департамента по молодежной и семейной политике А.В. Гусев. С приветственным словом выступил также академик Российской Академии наук, ректор РГСУ В.И. Жуков.

На пленарном заседании были представлены следующие доклады:

«Основные направления православного молодежного служения» - Председатель Синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр. В своем докладе архиепископ Александр особо подчеркнул необходимость создания православных молодежных центров в каждом крупном российском городе, развитие деятельности братства православных следопытов и создание иных православных молодежных организаций, освоение Интенет-пространства, а также организацию диаспоральной миссии среди молодых мигрантов в целях профилактики экстремистских настроений в молодежной среде;

«Современная молодежь и социально-экономическое положение России» - академик РАН Д.С. Львов. В докладе этого ученого с мировым именем был дан исчерпывающий анализ социальных и экономических тенденций в современной России в связи с молодежной проблематикой;

«Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви» - д.э.н., профессор И.П. Рязанцев. В выступлении профессора И.П. Рязанцева были озвучены статистические данные, характеризующие динамику изменения отношения российской молодежи к религии и Церкви и влияние религиозности на ценностные установки молодых людей в современной России;

«Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте современных зарубежных исследований и перспективы развития духовного просвещения» - к.ф.н. А.В. Посадский. Как аргументировано показал докладчик, современной российской молодежи свойственен интенсивный духовный поиск, крайний субъективизм в религиозных воззрениях, преобладание эмоциональности в ущерб рациональному мышлению, отсутствие склонности к публичной демонстрации своих религиозных взглядов и безоговорочное признание созидательной роли Православия;

«Современные информационные войны. Теория и практика» - кандидат культурологии, директор информационного агентства «Духовное наследие» А.Ю. Вуйма. В выступлении была сформулирована задача использования имеющихся возможностей эффективной работы в СМИ по распространению православного мировоззрения и для борьбы с антихристианскими и антирелигиозными установками. В качестве примера прозвучал «антидарвинистский» судебный процесс в Санкт-Петербурге.

Затем работа продолжилась в секциях.

На секции «Ценностные ориентации современной молодежи» была подчеркнута роль практического доброделания как реального опыта духовной жизни.

Секция «Молодежь и историческая Россия» подчеркнула приоритет духовных ценностей над историческими и духовными традициями. «Я православный не потому, что русский, а потому, что обрел Истину».

На секции «Социальные проблемы молодежи» было высказано стремление активнее сотрудничать с государственными органами в осуществлении молодежной политики.

Секция «Молодежь и семья» рассмотрела проблему создания круга специализированной литературы, способной ясно свидетельствовать о православных ценностях семьи.

Секция «Молодежь и современная культура» рассмотрела различные слои и срезы современной молодежной субкультуры.

На секции «Молодежь и мир Божий вокруг нас» была подчеркнута роль совместного труда молодых людей по восстановлению храмов.

Секция «Молодежь и служение Отечеству» призвала молодых людей рассматривать свою профессиональную деятельность или церковное послушание в качестве патриотического служения Родине.

По завершении работы секций состоялось итоговое пленарное заседание, на котором выступил профессор, диакон Андрей Кураев.

В завершение чтений собравшимся был предложен концерт, составленный из лучших номеров фестиваля авторской песни «Исповедь сердца», регулярно проводимого Синодальным отделом по делам молодежи.

Каждому делегату конференции был вручен подарочный набор, составленный из книг и буклетов по теме «Православное молодежное служение».

Как уже отмечалось, в рамках Рождественских чтений впервые прошло заседание секции «Религиозные ценности и современная система образования», организованное Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ совместно с рядом вузов: Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Винницким социально-экономическим институтом, Московским педагогическим государственным университетом и др. В заседании приняли участие более 50 человек из девяти регионов России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Смоленск, Троицк, Нижний Новгород, Ярославль, Волжск и др.), а также представители педагогической общественности Украины и Литвы, выступили – 18 человек. Среди собравшихся - известные ученые в области религиозного образования и духовно-нравственного воспитания, руководители и практические работники детских садов, школ, православных гимназий, ведущих вузов, педагоги дополнительного образования, методисты, представители епархий, священники.

В выступлениях затрагивались наиболее актуальные вопросы, связанные, прежде всего, со сферой высшего образования.

Дискуссию открыла зав. лабораторией Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Петракова Т.И., доктор педагогических наук, профессор, отметившая особую роль вузов в решении проблемы интеграции религиозных ценностей в образование. Без обращения к христианским, православным ценностям, традиционным для нашей страны, невозможно говорить о становлении настоящего профессионала, ответственного специалиста в своей области знаний, о его гражданской позиции, патриотизме, любви к своему делу, к людям, к семье.

Протоиерей Алексей Горин, зам. руководителя Отдела религиозного образования и катехизация Нижегородской епархии, поделился опытом работы по внедрению основ православной культуры в учебные заведения Нижегородской области. Он предостерег от кампанейщины в этом вопросе, рассказав о сложившейся в епархии системе взаимодействия всех заинтересованных структур, об основных этапах этой деятельности. Особую трудность в решении проблем духовно-нравственного воспитания в настоящий момент представляет звено начального и среднего профессионального образования.

В выступлении зав.кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Скляровой Т.В., кандидата педагогических наук, доцента, отмечалось, что выявлены особенности конфессионально ориентированного педагогического образования. Каким образом учитывается религиозная принадлежность студента в процессе его профессиональной подготовки, для каких целей изучается теология в высшей школе, каким образом строятся образовательные программы подготовки работников социальной сферы? На все эти вопросы пытаются ответить преподаватели ПСТГУ. Сформулированные ими принципы профессиональной подготовки христианских педагогов помогают понять самое главное: «Как верить?», «Как жить?», «Как учить?».

На проблемах подготовки будущих педагогов, включающей теологический компонент, остановилась зав. кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского госпедуниверситета им. К.Д.Ушинского Макеева Светлана Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор. Она отметила необходимость полноценной экспертизы учебных, учебно-методических и научно-методических изданий, качество которых заметно понизилось в связи с ликвидацией Федерального экспертного совета. 

Декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института Департамента образования г.Москвы Морозов А.В., кандидат педагогических наук, доцент, акцентировал внимание на том, что, по его мнению, преподавание всех гуманитарных дисциплин должно быть построено таким образом, чтобы, помимо интереса к предмету, у молодежи формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к великой  российской истории и культуре. Преподавание должно быть обращено к чувствам, к внутреннему миру, к сердцу молодого человека. При этом преподавателем должна быть выстроена четкая иерархия духовных ценностей, которая укрепит основу мировоззрения будущего специалиста.

Проректор по учебной и научной работе Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого Орлов О.С. рассказал о концепции и организации Знаменских образовательных чтений, проводимых совместно администрацией Новгородской области и г.Великого Новгорода, Новгородской епархией РПЦ и Новгородским государственным университетом им.Ярослава Мудрого. Выступающий отметил созвучие темы IV Знаменских чтений 2006 г. «Православная культура, образование, воспитание: традиции и новый опыт» и тем, обсуждаемых на проходящих Рождественских чтениях, что подтверждает значимость обращения педагогов к традициям, к ценностям православной культуры.

В выступлении зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, зам. проректора по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Дивногорцевой С.Ю., кандидата педагогических наук, доцента, была затронута тема использования духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических знаний. В докладе отмечалось, что русскую культуру нельзя понять вне христианства. Педагогика, являясь частью культуры, также должна быть понята и осмыслена в русле традиционных для нашей страны основ. Необходимо поэтому привлекать и направлять внимание педагогической общественности на использование в процессе воспитания духовных и нравственных ценностей Православия, которые заключены, прежде всего, в творениях святых отцов и учителей Русской Православной Церкви. Их проницательные умы нашли такие верные, обоснованные их собственным опытом, формулы деятельности, которые в полной мере могут обеспечить воспитание духовно развитой личности. На основе святоотеческого наследия в ПСТГУ разработаны такие курсы, как «История отечественной педагогики», «Православные основы педагогики», «Духовно-нравственное воспитание в теории и практике православной педагогической культуры». Эти курсы могут быть ориентирована и на студентов государственных вузов, желающих приобщиться к православной традиции.

Харисова Л.А., доктор педагогических наук, гл.научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования, отметила особую роль ценностей Ислама в формировании общей культуры человека и поделилась накопленным опытом работы в этом направлении.

Докторант Московского педагогического государственного университета Янушкявичене О.Л., кандидат физико-математических наук, доцент Вильнюсского педагогического университета (Литва), остановилась на том, что современная культура часто называется культурой постмодерна и характеризуется потребительством и направленностью на успех. Возникает вопрос: изменится ли ситуации в будущем? Смогут ли православные люди (прежде всего, педагоги), находящиеся в меньшинстве, противостать волне пошлости и безнравственности? Если обратиться к истории, то можно видеть, что в Древней Греции воспитание велось, исходя из идеала, основанного на ценностях «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Воспитание было аристократическим. Его девизом стали слова: «Тщиться других превзойти, непрестанно стремясь отличиться». На смену пришла культура софистов, которые говорили, что всё относительно, и главное – успех. Фактически это было отказом от нравственности, вызывавшим к жизни самые низменные инстинкты человека. Этой позиции противопоставил свои взгляды Сократ, который искал истину, несмотря на всю «невыгодность» этого поиска. Пришедшие к власти демократы умертвили Сократа, но осталось его учение. И уже Аристотель вновь учил о том, что каждый миг своей жизни человек должен использовать для того, чтобы служить друзьям и обществу. Это требование относилось к аристократам. Христианство – религия аристократов. Человек, обращающийся к Самому Богу со словами: «Отче наш!», - не может быть профаном. Таким образом, история свидетельствует, что пошлость и потребительство побеждаются честным поиском истины.

Об опыте подготовки учителей начальных классов к работе по духовно-нравственному воспитанию рассказала декан факультета педагогического образования, искусств и технологий Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого Орлова Г.А. Она остановилась на особенностях такой подготовки, подчеркнув, что учитель начальных классов осуществляет воспитание и обучение целостно и в рамках каждого учебного предмета. Духовно-нравственная направленность учебных предметов позволяет формировать у детей интегрированный, целостный взгляд на мир. Особенно успешно реализуется названный подход в рамках специализации «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание младших школьников».

Особую роль системы дополнительного образования в решении поставленной проблемы выделила в своем выступлении зав. лабораторией проблем психологии и воспитания Научно-исследовательского института развития профессионального образования Евладова Е.Б., доктор педагогических наук, обратив внимание собравшихся на возможности внеаудиторной, внешкольной деятельности, на роль воспитателя, наставника, мастера.

Доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского политехнического университета Скурская Н.В. отметила в своем сообщении необходимость «задействования» в преподавании гуманитарных предметов межпарадигмального подхода, учитывающего законы существования трех уровней бытия человека. На этой основе реализуются и новые методы преподавания гуманитарных дисциплин: онтологический диалог, мастерские, опорные конспекты на основе методики В.Ф.Шаталова и др. В результате у студентов формируется целостное мировоззрение, включающее как компонент духовно-нравственную оценку.

Об опыте и проблемах формирования экологических ценностей в системе подготовки высших медицинских кадров  рассказала доцент кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Бирюкова Н.А., доктор педагогических наук, особо остановившись на необходимости формирования и развития у будущих специалистов экологических ценностных установок, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих. 

Внимание собравшихся привлекло выступление ведущего научного сотрудника Института мировой литературы им.А.М.Горького Касаткиной Т.А., доктора филологических наук, профессора, остановившейся на отличиях субъект-субъектного познания мира, наиболее адекватного природе гуманитарного знания. «Из самого богатого дома, из самой любящей семьи наших детей слишком часто удается сманить в подвалы и подворотни… Это не то знание, которое можно обрести в присутствии Бога, который весь — свет и жизнь. Но это то знание, которое пришлось обрести Богу, чтобы дойти до покинувшего его человека. Расплата за нашу любовь к подвалам — вопль смертного ужаса и безмерного одиночества на Кресте. …овладение своими способностями, доступ к своему наследству человек мог получить, только соблюдая все то, что мы называем «нравственными правилами», и в большинстве случаев совершенно не можем объяснить, почему их надо соблюдать. Но даже когда Христом были сняты все печати и открыты все каналы, вступление в полноту наследства осталось возможным лишь через святость, к каковой и были призваны все христиане. По этому пути пошли многие. Но совершенно очевидно, что это узкий путь».

Академик РАО Купцов В.И., профессор МГУ, доктор философских наук, остановился на необходимости знания истории религии как важнейшего компонента современного образования. Дополнением и пояснением к его словам стало выступление Девятовой С.В., профессора философского факультета МГУ, доктора педагогических наук, которая поделилась опытом изучения религия в вузе, уделив особое вниманию проблемным зонам.

С интересом встретили собравшиеся выступление профессора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, зав. кафедрой истории Захарченко М.В., доктора философских наук, которая поделилась опытом работы с педагогами по изучению текстов Священного Писания. «Участник дискуссии, педагог, уйдет с тем содержанием, которое ему удалось пережить и испытать в личном опыте, и мы не можем расценивать его как «правильное» или «неправильное». «Неправильным» опыт быть не может. Но он может быть неполным, частичным, безотчетным. Ведущий может указать те грани традиции, которые оказались скрыты от участников, не актуализировались в их опыте сегодня, задать определенную перспективу для новых поисков и открытий, предостеречь от бесплодных блужданий вне традиции и от противления истинам, утвержденным в догмате. Но он никогда не должен стремиться навязать принудительно то, понимания и свободного принятия чего человек еще не достиг в собственном духовном возрастании».

В сообщении доцента педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского Емельянова А.С., кандидата географических наук, была отмечена тенденция отхода от национальной культуры современной молодежи. Он поделился опытом работы по приобщению студентов к святыням Православия, проводимой в вузе.

Приобщение к ценностям традиционной культуры начинается с детского возраста, с дошкольного воспитания, отметила Н.Ф.Лагутина, зав. детским садом «Родничок» № 2374 г.Москвы, Лауреат городской премии в области образования. Она поделилась опытом работы в этом направлении.

В дискуссии также приняли участие Власова Е.И., кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в систему образования Федерального института развития образования, Гладких Л.П., кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории нравственного воспитания Института содержания и методов образования РАО, Котина И.А., заместитель директора по воспитательной работе школы № 2 г. Кстово Нижегородской области, Агеева Антонина Владимировна, преподаватель кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и др.

Повел итог дискуссии профессор Винницкого социально-экономического института Университета «Украина» Чернилевский Д.В., доктор педагогических наук, констатировавший следующее: «…Как ни тяжело, всё же необходимо признать, что сегодняшний мир быстро утрачивает двухтысячелетнюю духовность, культуру и нравственность. Взамен приходит культ низменных страстей, человеческого эгоизма, тоталитарная обработка человеческого сознания, мировая власть денег, циничное стремление к личному обогащению даже ценой жизни следующих поколений, своего народа, своей Родины. История строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех очевидной стала угроза элементарной полноценности, жизнеспособности нашего потомства... Нашим детям легко станет быть послушными, нравственными и духовными, если мы, взрослые (родители, воспитатели, врачи, учителя, служители Церкви) будем требовательны, в первую очередь, к себе, будем чаще смотреть на себя со стороны и будем следовать высоким идеалам не на словах, а на деле, если мы будем жить на основе вечных человеческих ценностей: любви, добра, честности, преданности, милосердия. Эти идеалы далеко не просты – они требуют больших интеллектуальных усилий, организационных мер и, главное, ответственности за выполнение. Общеизвестно, что образ жизни – это продукт духовных усилий каждого члена общества. А для этого каждый преподаватель высшей школы параллельно с профессиональными знаниями должен нести духовную культуру и опыт прошлых лет, способствующие воссозданию образа человека высоконравственного и духовно богатого. На преподавательском «подносе» всегда должны быть наставления: «Почитай отца и мать твоих», «будь добрым», «не делай зла», «не делай людям того, чего не желаешь себе», «будь честен», «будь справедлив», «проявляй заботу о больных и слабых», «заботься о младших», «умей отвечать за свои поступки», «познай самого себя», «самосовершенствуйся», «живи согласно природе», «мужайся», «сохраняй душеную невозмутимость и присутствие духа». Наличие у человека таких духовных ценностей и проявление их в поступках будет свидетельствовать о готовности к самореализации себя как личности, патриота своей малой Родины и державы, в которой живешь».

 

***

В результате прошедшей дискуссии были сформулированы обобщения и выводы, ставшие основой резолюции, отправленной в адрес Министра образования и науки РФ А.Фурсенко.

С полными текстами выступлений и резолюцией, а также другими материалами XV Международных Рождественских образовательных чтений можно ознакомиться на сайте «Вера и время»: http://www.verav.ru

Последние публикации:
Св. царь Николай II

19 мая 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

«У Бога всегда есть пути восстановить наши потери и утешить наше горе». Слово в день памяти святого праведного Иова и в день рождения святого царя Николая II

...мы видим терпение Иова среди невероятных бедствий как пример терпения для всех нас. В конце книги, для нашего воодушевления последовать его примеру, мы видим счастливый итог его испытаний, восстановление...

(См. далее...)

13 мая 2022

Диакон Валерий Духанин:

Воздерживаться от всего, что лишает внутреннего мира. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о трезвении

...Занятие служебное, сопряжённое с ответственностью, не препятствует сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию… Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые...

(См. далее...)

9 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Церковь особенно молится о властях и воинстве, от которых зависит свобода, независимость и благополучие нашего Отечества». Слово Святейшего Патриарха Кирилла в главном храме Вооруженных сил РФ

...мы самодостаточны, но мы нуждаемся только в одном — в нашей подлинной свободе, в нашей независимости от этих мировых центров власти, которые сегодня, к сожалению...

(См. далее...)

9 мая 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

Священная война: о смысле и значении Великой Победы

...Победа пришла в пасхальные дни, после праздника одного из главных небесных покровителей нашего Отечества ― святого великомученика Георгия Победоносца. В день Победы незнакомые люди целовались друг с другом на улице со слезами на глазах. В этом присутствовало пасхальное родство. Казалось, красный...

(См. далее...)

Также у этого автора:

1 мая 2022

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию... (Далее)

12 декабря 2021

Уроки Горецкого. Обращение к участникам Всероссийской научно практической конференции

«Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» Приветствую участников Всероссийской... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022