Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Воздвижение Креста Господня

27 сентября 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

Увидеть в Кресте точку опоры... Слово на Воздвижение Креста Господня

...Крест Христов может дать утешение среди самых тяжких бед. Он один может освободить от пустоты и бессмыслицы жизни. Среди бессердечия и ненависти он может помочь узнать возможность...

(См. далее...)

27 сентября 2023

Диакон Владимир Василик:

О силе крестной. Из непридуманного

...Этот случай рассказал мне в 1987 году насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Феофилакт, в миру Константин Николаевич Белянин, бывший военный врач из Казани. К монашеству его привела смерть его сына Константина...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 июля 2023

XVIII Межрегиональный фестиваль «Наследие» в селе Козлово Спировского района Тверской области

С 8 по 16 июля 2023 года под небесным покровительством священномученика Алексия Сибирского в селе Козлово Спировского района Тверской области прошёл очередной, XVIII Межрегиональный фестиваль традиционных ремёсел, социальных и предпринимательских проектов «Наследие»...

(См. далее...)

11 июля 2023

«Алтарь Отечества»: паломничество московских педагогов на Валаам

2 июня 2018 года, в субботу, в канун Дня всех святых, группа педагогов (общественное объединение «Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры города Москвы) выехала в паломническую поездку на святой остров Валаам.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Понкин Игорь Владиславович /доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета

1 апреля 2008

 

Действительно ли проект эффективно способствует противодействию экстремизма и гарантирует лояльность обеспеченных поддержкой мусульман к Российскому государству?


 

Очевидно, что предложение о ежегодном направлении на «антиэкстремистскую поддержку мусульманских общин» около 200 млн. руб. в год – в среднем по 180 тыс. руб. на местную мусульманскую религиозную организацию – нисколько не решит задачи борьбы с экстремизмом. Это все равно, что выделить любому, первому попавшемуся московскому православному храму указанную сумму на борьбу с экстремизмом. И что община этого храма будет с этими средствами делать, если потом потребуют строгую отчетность? По существу, общины мусульман подкупают: если будете полностью сотрудничать с властями, будете получать ежегодно по 180.000 руб. Ясно, что никакого отношения к борьбе с экстремизмом это не имеет.

Само предложение о ежегодном направлении на «антиэкстремистскую поддержку мусульманских общин» около 200 млн. руб. в год очень похоже на провокацию, это факт позволяет заявить о неправомерном вмешательстве государства во внутренние дела религиозных организаций и о грубом нарушение принципа светскости государства (статья 14 Конституции Российской Федерации).

Анализируемый масштабный проект государственной поддержки создания системы мусульманского образования, в действительности, не обеспечивает сколь-нибудь эффективное противодействие экстремизму, потому что реальные причины и предпосылки зарождения экстремизма, например, социально-экономические, остаются без адекватных государственных мер по их устранению и нейтрализации.

От того, что вместо просто муфтия будет муфтий-бакалавр и даже муфтий-магистр, их убеждения никак не поменяются. Вряд ли кто-то сможет обвинить в необразованности муфтия Равиля Гайнутдина, руководителя Совета муфтиев России. Но высокий уровень образования совершенно не мешает ему делать заявления, мягко говоря, не способствующие межрелигиозному и межнациональному миру (например, о том, что русские не являются нацией [90]).

Кто вообще определил, что возглавляемая муфтием Равилем Гайнутдином структура является лояльной к государству и другим религиозным организациям? Совет муфтиев России десятки раз делал агрессивные публичные заявления в отношении правомерных инициатив Русской Православной Церкви. Нафигулла Аширов делал откровенно экстремистские антиправославные заявления, известны и его радикальные высказывания в отношении Государственного герба Российской Федерации.

Или заявления Валиуллы Якупова, заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, который в своем интервью летом 2002 г. позволил себе оскорбительные высказывания в адрес Русской Православной Церкви, отражающие его личное отношение: «В отличие от негров, национальные меньшинства РФ не осознают, насколько унизительно для них принадлежать к религиозной организации с этноцентрическим названием “Русская Православная Церковь”. Татары-кряшены также молчат и не делают попыток оспорить абсурдность этого названия» [91].

Государственная финансовая поддержка системы мусульманского образования вовсе не гарантирует лояльности мусульманских организаций к Российскому государству. Более того, от такой поддержки могут быть как позитивные, так и негативные социальные результаты.

Так, по сообщению прокуратуры Астраханской области, в Астрахани подростки, получающие религиозное образование в мечети-медресе, в 2007 году перестали посещать общеобразовательные школы. В августе 2007 года прокуратурой Астраханской области проведена проверка законности образовательной деятельности религиозной группы под руководством Омарова Хизри. Образовательная деятельность велась в здании мечети – медресе, расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Победы, д.9, представителями централизованной религиозной организации Астраханского регионального духовного управления мусульман в виде чтения лекций о Коране и об основах ислама, преподавания основ арабской грамматики подросткам в возрасте 12–15 лет. Посещение подростками курсов (лекций) осуществлялось добровольно, с ведома их родителей. Однако подростки, посещающие курсы, не имея общего образования, получение которого является обязательным, прекратили обучение в общеобразовательных учреждениях. Прокурором области было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании на имя председателя Централизованной религиозной организации Астраханского регионального духовного управления мусульман [92].

 

Нарушение конституционного принципа светскости государства.

Конституционный принцип светскости государства не стал преградой финансированию государством и его помощи в подготовке, издании и внедрении учебно-методического обеспечения для сугубо религиозного, узкопрофессионального духовного образования мусульман.

Фактически, финансирование государством мероприятий по мусульманской религиозной пропаганде, в том числе изданию литературы, означает, что государство в своей политике в области отношений с религиозными объединениями, оказывает существенные преференции мусульманским организациям по сравнению с православными религиозными организациями.

Показательно, что когда Русская Православная Церковь упорно добивалась введения возможности государственной аккредитации духовных школ в части реализации государственных стандартов высшего профессионального образования, то Министерство образования и науки Российской Федерации (в лице той же Т.Э. Петровой, С.М. Калабина [93] и др. [94]) делало некомпетентные и ложные заявления про то, что якобы этому препятствует Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». К любым попыткам юристов [95] объяснить, что названный Федеральный конституционный закон не имеет к обсуждаемому вопросу отношения [96], мало чего понимающая в праве Т.Э. Петрова и т.п. оставались просто глухи [97].

С другой стороны, когда потребовалось решить этот вопрос для мусульман и «сверху» пришло прямое указание, все противоречия моментально исчезли. Для «сохранения лица» был спешно разработан и принят Федеральный закон РФ от 28.02.2008 № 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», которым внесены небольшие дополнения в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Но федеральный конституционный закон выше по своему статусу федерального закона, и принципиальное противоречие федеральному конституционному закону, о котором твердили в Минобрнауки, не снимается внесением деклараций в федеральный закон. Но такие «мелочи», впрочем, в Минобрнауки мало кому интересны. То есть мы видим, что позиция Минобрнауки в сфере религиозного образования полностью зависит от изменчивой политической и другой конъюнктуры.

 

Действительная мотивация некоторых организаторов и исполнителей проекта.

Чтобы выявить настоящие причины реализации данного проекта, следует определить, кто принимал и принимает непосредственное участие в его подготовке и почему.

Полагаем, что не представляет загадки мотивация представителей Королевства Саудовской Аравии, проплативших суммы первичных откатов тем, кто принял участие во введении руководителей страны в заблуждение относительно реальных последствий проекта.

Гораздо интереснее мотивация российских исполнителей проекта. Относительно некоторых организаторов и исполнителей проекта целесообразно задаться следующими вопросами. Кто из родственников или друзей должностных лиц Минобрнауки или Рособразования России, ответственных за распределение средств в рамках указанного выше плана, получил эти средства на свою организацию? Кто из чиновников (или родственники каких чиновников) указанных структур купил недавно себе или родным квартиры в центре Москвы? Кому именно начальник Департамента Минрегиона России А.В. Журавский распределил средства, выделенные по линии его департамента на научно-исследовательскую деятельность, и какой процент лиц, получивший такое финансирование, напрямую с ним связан, но при этом не специализируется на финансируемой тематике? Возможно, получив ответы на эти и другие вопросы, станет ясна действительная мотивация ряда организаторов и исполнителей.

Как уже не раз заявлялось в СМИ, сотрудник Администрации Президента РФ А.А. Гришин является членом правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования [98]. Предположительно, именно он подыскивал кандидатуру руководителя фонда, содействовал обеспечению офисными помещениями. То есть требование светскости государства и государственной службы в России в отношении некоторых лиц, как показывает практика, не исполняется.

 

Примечания:

90. Равиль Гайнутдин. Национализм – гибельный путь для России // http://kreml.org/interview/120778761. – 14.06.2006.

91. Дорога к триалогу // Звезда Поволжья. – 18–24.07.2002.

92. Сайт Прокуратуры Астраханской области (http://www.astrprok.ru/?viewnews=82&m=14). – 10.09.2007.

93. См. Протокол заседания межведомственной рабочей группы по религиозному образованию Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 07.09.2005.

94. См., например, Ответ заместителя министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко № МОН-П-441 от 15.04.2005 в Аппарат Правительства Российской Федерации «О выполнении решений заседаний Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации».

95. В числе которых были: заведующий кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор Г.В. Мальцев, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии Н.А. Михалева и др.

96. Заключение указанных в предыдущей сноске специалистов-юристов от 05.09.2005 по вопросу о правовой возможности государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования в части реализации этими учреждениями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

97. Подробнее см. там же.

98. См.: Царев П. Равнение на «Медину» // http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2008. – 04.03.2008.

 


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:
Воздвижение Креста Господня

27 сентября 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

Увидеть в Кресте точку опоры... Слово на Воздвижение Креста Господня

...Крест Христов может дать утешение среди самых тяжких бед. Он один может освободить от пустоты и бессмыслицы жизни. Среди бессердечия и ненависти он может помочь узнать возможность новой любви. И понять, почему “прииде Крестом радость всему миру”...

(См. далее...)

27 сентября 2023

Диакон Владимир Василик:

О силе крестной. Из непридуманного

...Этот случай рассказал мне в 1987 году насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Феофилакт, в миру Константин Николаевич Белянин, бывший военный врач из Казани. К монашеству его привела смерть его сына Константина. Он собирал известия о чудесах и явлениях святых и записывал их. В машинописи существовал его сборник...

(См. далее...)

27 сентября 2023

Иоанн Златоуст:

Уроки о воспитании

...Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях...

(См. далее...)

24 сентября 2023

Старец Силуан Афонский:

О любви к врагам и хранении мира: 20 наставлений Преподобного

...Хранение мира душевного внутри себя и умение любить чужих людей и даже врагов, как учил преподобный Силуан Афонский, является обязательным условием, по которому определяется, действительно ли мы являемся христианами, или же остаёмся язычниками и безбожниками, лишь номинально носящими имя...

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

Некоторые нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие проект или имеющие к нему непосредственное отношение

Суть проекта

Объемы, источники и статьи финансирования проекта

Направления и механизмы реализации проекта

Основные организаторы и исполнители

Последствия реализации проекта

Действительно ли проект эффективно способствует противодействию экстремизма и гарантирует лояльность обеспеченных поддержкой мусульман к Российскому государству?

Выводы


Публикация:

Вера и Время

"О содержании, направленности и последствиях реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах".

стр. 7

1.04.2008

Архив публикаций:
Святые и святыни:
«Призри на смирение»

29 сентября

Икона Божьей Матери «Призри на смирение» (1420)

...Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2023